Домой ]

Кузнецкие дни Ф.Достоевского ] [ Черный человек сочинителя Достоевского ]

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов ]

Кузнецкий венец Ф.Достоевского ]

М. Кушникова В. Тогулев

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

4. ПОСЛУЖНЫЕ СПИСКИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ г. КУЗНЕЦКА

  Тюменцев Евгений ИсааковичДиаконский сын. По окончании курса в Тобольской семинарии в 1852 году был уволен с аттестатом первого разряда. Того же года 27 ноября рукоположен во священника Барнаульского ведомства к Овечкинской Николаевской церкви Преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским; того же года 22 декабря переведен согласно его прошению к Градокузнецкой Одигитриевской церкви. Грамоту и переводный указ имеет. С 1855 года 14 марта проходит должность градского депутата и увещателя. 31-го октября 1858 года награжден бронзовым наперстным крестом в память войны 1853 — 1856 годов. Указом Томской Духовной Консистории от 21 июня 1860 года за № 3844 по предложению Преосвященного Парфения, епископа Томского и Енисейского, за особенное усердие в проповедании Слова Божия, преподано Архипастырское благословение. Указом Томской Духовной Консистории от 28 октября 1860 года за № 6166 по предложению того же Преосвященного за отличное ревностное исполнение пастырских обязанностей преподано Архипастырское благословение. В семействе у него жена Елизавета Павловна, дети их: Екатерина, Елизавета, Евгения. Источник: ГАТО, ф., 170, оп. I, д. 326, л. II.

Стабников Павел Трофимович. Дьяческий сын. По окончании курса в Рязанской Семинарии с аттестатом 1-го разряда 1829 года 30 ноября рукоположен во священника Рязанской епархии Михайловского уезда в село Бадики Дамаскином, епископом Тульским и Белевским. 12 декабря 1840 г. из Рязанской в Томскую епархию принят и определен Агапитом, епископом Томским и Енисейским сего ведомства в Усть-Сосновское село к Николаевской церкви. 14 июля 1841 г. согласно его прошению указом Томской Духовной Консистории перемещен Нарымского края в Парабельское село к Спасской церкви. 24 февраля 1842 года согласно его прошению указом Консистории перемещен Барнаульского округа в Тальменское село к Михайло-Архангельской церкви. 13 сентября 1843 года по распоряжению высшего начальства переведен к Преображенской Градокузнецкой церкви и определен благочинным 7-ми уездных церквей и сотрудником попечительства о бедных Духовного звания с присутствованием в Кузнецком Духовном Правлении. 13 декабря того же года указом Консистории определен законоучителем в Кузнецком уездном народном училище. 26 апреля 1847 года, по представлению Епархиального Начальства Высочайше награжден бархатной фиолетовой скуфьею. 15 июня 1842 года Преосвященным Афанасием, епископом Томским, благословлен служить с набедренником. 13 января 1853 года, по указу Томской Консистории перемещен на благочиние трех градских и пяти сельских церквей. 24 июля 1854 года Высочайше утвержден в звании Директора Кузнецкого отдельного попечительного общества о тюрьмах. 26 августа 1856 года по представлению Епархиального Начальства Высочайше награжден бархатной фиолетовой камилавкой. 10 марта 1857 г. утвержден Благочинным над двумя градскими и тремя уездными церквами. 10 июля 1857 года награжден наперстным бронзовым крестом в память войны 1853 — 1856 лет. 18 января 1858 г. определен членом Кузнецкого оспенного комитета. 11 мая того же года Преосвященным Парфением, епископом Томским, произведен в протоиереи к Преображенской Градокузнецкой церкви, в том же году в своем благочинии образовал вновь четыре прихода с построением новых церквей в селах Терешкинском, Безруковом, Березовском и Калтане. Грамоты священническую и Протоиерейскую имеет. В семействе у него жена Мария Семеновна, дети их: Николай — глух и нем, и Константин — обучается в Томском училище. Источник: ГАТО, ф. 170, оп. I, д. 326, л. 3.

Кротков Захарий Матвеевич. Протоиерей. Дьяческий сын. По окончании курса в Пензенской духовной Семинарии с аттестатом первого разряда 1846 года Ноября 22 дня определен по прошению его для исправления здоровья Краснослободского уезда в село Синдорово наставником поселенских мальчиков. 1847-го года октября 26 дня Амвросием, епископом Пензенским и Саранским, рукоположен во священника Саранского уезда в село Говорово — к Покровской церкви с определением наставником поселенских мальчиков. 1850 года Мая 9 дня за попечение о храме Божием Указом Консистории объявлено ему Архипастырское благословение. 1852 года июня 12 дня за № 2158 от Императорского Географического общества за доставление климатических сведений объявлена ему искренняя благодарность, за доставление в Императорское Русское Географическое общество климатических сведений Указом Консистории объявлено ему Архипастырское благословение. 1853 года февраля 4 дня за ревностное проповедание слова Божия Указом консистории объявлено ему архипастырское благословение. 1854 года января 23 дня за доставление этнографических сведений от Императорского Русского Географического общества за № 116 объявлена искренняя признательность. 1855 года декабря месяца вследствие резолюции Варлаама, епископа Пензенского и Саранского, указом Консистории избран по благочинию цензором сельских проповедей. 1856 года Первосвященным Парфением, епископом Томским и Енисейским, принят в Томскую епархию и 11-го октября определен к Градо-Кузнецкому Преображенскому собору. 1857 года мая 20 дня по резолюции Преосвященного Парфения указом Консистории за № 3880 определен вторым присутствующим Кузнецкого Духовного Правления. Того же года октября 19 дня Парфением, епископом Томским и Енисейским, за ревностное исполнение своих обязанностей и особенные труды в назидание прихожан награжден набедренником. 1857 и 1858 годов просвящено им святым Крещением языческих инородцев взрослых от 1 до 75-летнего возраста мужеского пола 21, а женского 20 и по сильному его убеждению того же года повенчано им было 40 браков таковых инородцев, из коих многие дожили до глубокой старости невенчанными и из которых одно лицо крещено и другое нет. 1858 года июля 21 дня указом Консистории за № 4822 избран градских и сельских церквей общим духовником. Того же года Июля 23 дня в память 1853 — 1856 годов награжден бронзовым крестом. Того же года Июля 28 дня указом Консистории за доставление 41 катехизического поучения объявлено ему Архипастырское благословение и благодарность за особые труды в делах проповедания слова Божия. Того же года по предложению Преосвященного Парфения в Консисторию определен в Салаирский Рудник к Петро-Павловской церкви священником. 1861 года указом Консистории от 24 февраля за № 1009-м переведен в Гурьевский завод. Того же года указом Консистории от 7-го июля за № 4421-м утвержден за ним приход села Салаирского Михайло-Архангельской церкви. 1868 года в 16 апреля Всемилостивейше награжден фиолетовой скуфьею. 1869 года вследствие резолюции Преосвященнейшего Платона, епископа Томского и Семипалатинского, указом Консистории от 17 марта за № 1089 перемещен к Градокузнецкому Спасопреображенскому собору священником. 1870 года с 1-го января Преосвященнейшим Платоном утвержден благочинным № 14 на три года. С 1-го января определен попечителем о бедных духовного звания и того же года с 16 мая определен Директором Кузнецкого Тюремного отделения. 1872 года 15 апреля Всемилостивейше награжден фиолетовою камилавкою, 1873 года вследствие избрания на благочинническом съезде духовенством вторично Преосвященным утвержден благочинным № 14 на три года и того же года указом Консистории от 15 ноября за № 3923 за составление Церковной Летописи Кузнецкого Преображенского Собора объявлено ему Архипастырское благословение. 1874 года вследствие избрания его духовенством на благочинническом съезде в третий раз Преосвященным Платоном утвержден благочинным на будущее трехлетие. 1877 года указом Консистории от 24 сентября за № 2779 определен на вакансию Протоиерея при градокузнецком Преображенском соборе. Того же года декабря 11 дня к настоящему собору произведен протоиереем Петром, епископом Томским и Семипалатинским. Жена его Мария Егоровна. Источник: ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 1099, л. 2.

Минераллов Виссарион Тихонович. Сын священника. За благочестивое поведение и ревностное служение церкви Божией Преосвященным Макарием награжден набедренником 17 сентября 1891 г. За ревностное служение церкви Божией и примерное поведение Преосвященным Макарием награжден камилавкою 6 мая 1900 г. Святейшим Синодом награжден золотым крестом 6 мая 1904 г. Возведен в сан протоиерея 27 февраля 1905 г. Имеет серебряную медаль в память царствования императоров Александра III и Николая II, в память 25-летия существования церковно-приходских школ в империи 1889 — 1904 гг. на двойной Владимирской Александровской ленте. Высочайше награжден орденом Св. Анны 3-й степени 6 мая 1913 г. Доходу за 1914 г. получил 1020 руб. и казенного жалованья 400 руб., а всего 1420 рублей. Недвижимого имения нет. Окончил курс Томской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда 25 июня 1888 г. Рукоположен во священника и назначен на штатное священническое место ко Градо-Кузнецкому собору 22 января 1889 г. Состоял законоучителем кузнецкого приходского училища с 11 сентября 1889 г. Состоял членом Кузнецкого отделения Томского епархиального училищного совета с 25 июня 1891 г. по 1896 г. Состоял духовником благочиния № 14 с 1891 г. по 1894 г. Резолюцией Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Указом Консистории за № 5863 перемещен настоятелем Градокузнецкой Одигитриевской церкви 23 августа 1893 г. Журнальным определением Консистории, утвержденным Его Преосвященством, назначен членом экзаменационной комиссии в г. Кузнецке 19 декабря 1893 г. Журнальным определением Томского епархиального училищного совета от 4 октября 1896 г., утвержденным Его Преосвященством 10 октября 1896 г. за № 4657, назначен председателем Кузнецкого отделения Томского епархиального училищного совета 10 октября 1896 г. Вторично избран и утвержден духовником благочиния № 14 11 ноября 1899 г. Указом Консистории за № 7757 назначен членом Кузнецкого комитета попечительства о народной трезвости 2 сентября 1902 г. Журнальным определением Консистории, утвержденным Его Преосвященством 9 сентября 1904 г. за № 4183, утвержден членом Попечительства о детских приютах Ведомства учреждения — Императрицы Марии 9 сентября 1904 г. Предложением Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского, 27 августа 1904 г. за № 3964 перемещен настоятелем Градо-Кузнецкого Спасо-Преображенского собора с возложением обязанности благочинного № 14 и оставлением в звании Председателя Кузнецкого отделения томского епархиального училищного совета 27 августа 1904 г. Состоял законоучителем Кузнецкого городского 3-классного училища. Указом Консистории за № 6857 временно освобожден от должности благочинного № 14 3 мая 1908 г. Предложением Высокопреосвященнейшего Макария, Архиепископа Томского и Алтайского от 12 декабря 1909 г. за № 6505 назначен благочинным для церквей г. Кузнецка (указ Консистории за № 27143). Журнальным определением консистории, утвержденным Его Высокопреосвященством 16 декабря 1909 г. за № 6568, поручено временное исполнение должности благочинного № 14. Предложением Его Высокопреосвященства от 18 января 1912 г. за № 247 освобожден от обязанности благочинного 14-го округа. Состоит членом Кузнецкого уездного училищного совета с 1912 г. Состоит членом кузнецкого уездного комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванным на войну, с 1914 г. Избран и утвержден членом благочиннического совета 30 октября 1912 г. Установленный сбор в пенсионный капитал вносит. Грамоты и Указы имеет, в кассу взаимопомощи взносы делает с 1903 г. В семействе у него жена Мария Леонтьевна находится при нем, дети: Вениамин — состоит учителем Кузнецкой соборной церковно-приходской школы, Евгения — состоит учительницей в кузнецком женском 2-х классном училище, Елена — обучается в Томском епархиальном женском училище, Зоя — обучается в Бийской женской гимназии. Источник: ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 4295, лл. 17 — 21.

Рудичев Николай Никифорович. Родился 6 мая 1863 г. За ревностное служение церкви Божией награжден набедренником 3 марта 1898 г. За ревностное и добросовестное исполнение обязанностей законоучителя и зав. соборной приходской школы изъявлена благодарность Макария, епископа Томского и Барнаульского, 20 апреля 1900 г. Во внимание к пастырским трудам и ревностное исполнение других лежащих на нем обязанностей, весьма хорошее поведение, награжден скуфьею 25 января 1902 г. Высочайше награжден камилавкою 6 мая 1906 г. Высочайше награжден наперстным крестом 6 мая 1913 г. Жалованья от казны получает 300 руб., кружечного дохода 450 руб. в год, по должности законоучителя высшего начального училища 500 руб. и приходского училища 150 руб. в год. Из духовного звания. Недвижимого имения нет. Окончил курс Полтавской духовной Семинарии 15 июня 1888 г. Состоял псаломщиком Преображенской церкви г. Полтавы с 27 декабря 1888 по 2 марта 1889 г. По прошению от сей должности уволен 2 марта 1889 г. Рукоположен к Троицкой церкви с. Книтовки Гадячского уезда Полтавской губернии 24 сентября 1889 г. Состоял законоучителем Книтовского народного училища с 3 ноября 1889 по 24 августа 1894 г. Состоял наблюдателем церковно-приходских школ благочиния 3-й части Гадячского уезда с 4 мая 1892 по 17 марта 1893 гг. Переведен в с. Сомовицу Золотинтоского уезда 17 марта 1893 г. По прощению обратно переведен 7 мая 1893 г. Состоял членом Свято-Макариевского братства. По прощению принят в Томскую епархию и назначен к Преображенскому собору г. Кузнецка 11 октября 1893 г. Состоит членом экзаменационной комиссии для священнослужителей с 3 декабря 1893 г. Состоял законоучителем и зав. соборной церковно-приходской школы с 1 октября 1894 по 1 августа 1899 гг. Состоял законоучителем кузнецкого приходского женского училища с 10 января 1895 по 1 августа 1899 гг. Исправлял должность председателя кузнецкого отделения епархиального училищного совета с 27 ноября 1895 по 1 ноября 1896 гг. Состоял секретарем того же отделения с 1 декабря 1896 по 1 августа 1899 гг. По прошению переведен к Пророко-Ильинской церкви с. Красноярского 3 июня 1899 г. Состоял законоучителем Красноярского Министерства Народного Просвещения училища с 1 августа 1899 по 1 ноября 1901 гг. По прошению переведен к Кузнецкому Преображенскому собору 17 октября 1901 г. Состоял законоучителем кузнецких училищ 2-х классного женского и приходского мужского с 12 ноября 1901 по 1 февраля 1907 гг. Состоял духовником благочиния № 14 с 1 ноября 1904 по 17 сентября 1908 гг. Исправлял должность благочинного № 14 с 17 июня 1904 по 17 сентября 1904 гг. По прошению перемещен к Одигитриевской церкви г. Кузнецка за ноябрь 1906 г. Состоит законоучителем 4-х классного высшего начального училища с 1 февраля 1907 г. Состоит законоучителем приходского мужского училища с 1 апреля 1909 года. Состоял законоучителем 2-х классного женского училища с 17 ноября 1910 по 1 января 1913 гг. Исправлял должность благочинного № 14 с 3 мая 1908 по 1 декабря 1909 гг. Установленный сбор в пенсионный капитал вносит ежегодно. В кассу взаимопомощи вносит аккуратно с 1903 г. Состоит членом кузнецкого отделения епархиального училищного совета с 1902 г. Состоит духовником благочиния № 14 с 1910 г. Имеет три серебряные медали: в память царствования императора Александра III, в память 25-летия церковно-приходских школ, в память 300-летия царствования дома Романовых. Свидетельства на право ношения имеет. Вдов. Дети его: Надежда р. 12 ноября 1894 г., Лидия р. 25 февраля 1898 г., Евгения р. 19 декабря 1899 г. Надежда обучается в Петрограде на высших женских курсах, Лидия и Евгений — в Бийской женской гимназии. Поведения весьма хорошего. Источник: ГАТО, ф. 170, оп, 1, д. 4505, лл, 20 — 23.

Хандорин Дмитрий Феодотович. Из мещан. Окончил курс Томской Духовной Семинарии в 1902 г. по второму разряду. Согласно его прошению рукоположен во священника Преосвященнейшим Макарием, епископом Бийским, 3 августа 1903 г. Указом Томской Духовной Консистории в 1903 г. назначен на священническое место к Покровской церкви села Гордеевского, приписной к Большереченскому приходу. Резолюцией Высокопреосвященнейшего Макария архиепископа Томского и Барнаульского, от 15 мая 1907г. перемещен на второе священническое место к Градокузнецкому Спасопреображенскому собору. Состоит законоучителем в приходском женском училище с 1907 г. Жена Евфалия Васильевна, дети: Николай, Михаил, Серафим. Источник: ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 3379.

Геллертов Григорий Николаевич. Имеет серебряные медали, награжден набедренником. Получает от казны 150 руб. и около 400 руб. за требоисправления. Сын псаломщика. Недвижимого имения нет. Вышел из 5 класса Самарской Духовной Семинарии в 1895 г. Определен псаломщиком к Усть-Анзасской церкви 18 сентября 1896 г. Рукоположен во диакона в с. Поперечно-Искитимское в 1900 г. Возведен в сан священника в село Усятское в 1902 г. Состоял депутатом благочиния в 1905 — 1907 гг. Переведен на псаломщическое место к Градокузнецкому Спасопреображенскому собору 20 января 1909 г. Переведен на диаконскую вакансию к Петропавловской церкви с. Афонинского 8 октября 1909 г. Ставленические указы и грамоты имеет. Взыскания: низведен на псаломщическое место в запрещением священнослужения, подвергался денежному штрафу, Барнаульским окружным судом приговорен к тюремному заключению на 5 месяцев и 10 дней, в 1914 г. Вдов. Дети у него: дочь Зинаида, сын Николай — первая учится в Томском епархиальном училище, а последний дома. Источник: ГАТО, ф. 170, оп. I, д. 4295, лл. 86 — 87.

Смирнов Андрей Яковлевич. Имеет серебряную медаль в память юбилея церковно-приходских школ и таковую же в память 300-летия царствования Дома Романовых, получает содержания от казны 400 рублей. Из крестьян. Недвижимого имения нет. Окончил курс в Казанской учительской Семинарии 27 мая 1904г. Состоял учителем Ивановского Земского Училища Богульминского уезда Самарской губернии с 1 сентября 1904 по 27 августа 1906 гг. Преосвященным Константином Самарским рукоположен во диакона с назначением на штатное место к церкви села Чирково и с назначением на должность учителя при Образцовой второклассной школе с присвоением этой должности жалованием с 27 августа 1906 по 20 мая 1907 гг. Тем же Преосвященным назначен на священническое место к церкви села Поповки Багульминского уезда и возведен в сан священника. Проходил должность законоучителя Поповского и Ивановского земских училищ, состоял действительным членом Православного Миссионерского общества с 20 мая 1907 по 1909 гг. Резолюцией Преосвященного Макария принят на службу в Томскую епархию с назначением к церкви села Безруковского благочиния № 14 20 января 1909 г. Тем же Преосвященным по прошению переведен на священническое место к Петропавловской церкви села Афонинского Кузнецкого уезда 17 апреля 1909 г. Состоял противораскольничьим миссионером благочиния № 14 с 1910 по 1913 гг. Состоит депутатом от благочиния № 14 на епархиальные съезды духовенства с 1915 г. Проходит должность зав. и законоучителя приходских школ. Ставленические грамоты и указы имеет при себе. В семействе у него жена Ольга Васильевна р. 11 июля 1883 г., сын Михаил р. 1 сентября 1910 г., дочь Нина р. 1 января 1912 г., Елизавета, Владимир р. 1 июля 1915 г. Поведения весьма хорошего. Источник: ГАТО, ф. 170, оп. I, д. 4505, лл. 48 — 51.

 

5. ВЫДЕРЖКИ ИЗ «ПАМЯТНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ,

ИЛИ ЛЕТОПИСИ, О ГОРОДЕ КУЗНЕЦКЕ» ИВАНА СЕМЕНОВИЧА КОНЮХОВА (1867 — 1881 гг.)

 

Глава «О церквах»

1-я. СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ собор, сначала построен деревянный в 1621 году, а ныне существует каменный, заложен в 14-е число мая 1792 года, окончательно отстроен в 1835 году. О первоначальной его постройке, продолжении построек, о благолепии и украшении имеется в церковной архиве историческая книжка с подробным описанием, сочиненная в 1838 году по настоящее время (из церковной летописи, в которой подробно описаны все церкви).

2-я. ОДИГИТРИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, первоначально деревянная, стоящая позади нынешнего каменного дому народного училища и против дому г. Андреева, а ныне существует каменная, заложена в 1773 году, освещенa в 1780 году тщанием и усердием кузнецкого 3-й гильдии купца Ивана Дмитриевича Муратова, который с самого начала постройки оной и до окончания действовал и был при оной старостой до самой смерти, а помер около 1820-х годов.

В 1870 году у ОДИГИТРИЕВСКОЙ церкви прикладено новое крыльцо, церковь вся снова общекатурена, крыша перекрашена, ограда переделана, новые материалы на перестройку, как то бутовый камень, кирпич, листовое железо, употреблены из разбираемой крепости, купленной купцом Ильей Ивановичем Ивановским на его счет, он же находился и попечителем при работах церковных.

3-я КЛАДБИЩЕНСКАЯ УСПЕНСКАЯ, — заложена в 26 число июня 1807 года, освещена в 19 число июля 1837 года, начата строиться мещанской девицей Дарьей Степановной Хабаровой, а за смертию ее докончена мещанином Феофаном Зиновьевичем Ананьиным

4-я. О постройке ИЛЬИНСКОЙ церкви, что на Вознесенской горе, принадлежащей тюремному замку, знаю следующее.

ИЛЬИНСКУЮ церковь начали строить (в честь СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ, на Вознесенской горе) в 1872 году из крепостной башни, пожертвованной для церкви кузнецким купцом Ильей Ивановичем Ивановским из купленной им крепостного строения по распоряжению бывшего мирового посредника из поляков Константина Ивановича Эгенфельда. По его распоряжению разобрана башня арестантами до сводов, и расположили на стенах башни церковь, устроили внутренность оной и иконостас, но икон не было: и по смене мирового посредника в 1874 году достроение церкви приостановилось и поступивший на место его мировым посредником Иваном Васильевичем Хаовым по просьбе его чрез жену томского купца первой гильдии, потомственного именитого гражданина и кавалера Якова Ивановича Петрова и через свою тетку Марию Ивановну, по отцу Ломшакову, урожденку кузнецкую, вышесказанный купец г-н Петров в 1875 году принял достроением церкви на свой счет, поручил распоряжение и надзор за достроением церкви г-ну мировому посреднику Хаову. По распоряжению последнего все прежнее устроение и самый иконостас переделаны снова томскими мастерами, стены перещекатурены, окна переделаны, крыши перекрыты, полы перебраны и иконостас прежний снят, а сделан весь новый. Иконы же по заказу г-на Петрова написаны нижегородской губернии Арзамасского уезда Серафима Понятовского женского монастыря монахинями. Это видно из подписи под иконами. И церковь г-м Петровым всем довольно снабжена: колоколами, всей церковной утварью, как то сосудами, евангелием, двумя напрестольными крестами, всем кругом годовым церковнослужебных книг, одеждами на престол, жертвенником и аналоем, священническими и дьяконскими облачениями в трех комплектах, подсвечниками к иконам, 7 свечником на престол, паникадилом, кадилом и всеми потребностями, нужными для церкви до самой малости, и свечами, предместными иконами и потребным при освещении церкви, — все доставлено г-м Петровым и церковь освящена в 20 число июня 1876 года по благословению томского преосвященного епископа Платона. Для освящения оной приезжал из Томска член консистории протоиерей Ефим Заксурцев и с ним три дьякона, освящали церковь с протоиереем Заксурцевым, кузнецкого ПРЕОБРАЖЕНСКОГО собора священник, он же и благочинный Захарий Кротков и ОДИГИТРИЕВСКОИ церкви священник Евгений Тюменцев и соборный дьякон Василий Воскресенский и храмосдатель Яков Иванович г-н Петров с супругой своей Марьей Ивановной? К освящению церкви приезжала в Кузнецк вся свита из Томска в 18 число июня и по освящении церкви в 21 число все томские отправились обратно в Томск, а вслед за ними и мировой посредник г-н Хаов, вышедши в отставку в 22 число, отправился тоже в Томск из Кузнецка насовсем.

По словам г-на Хаова, хотя несовершенно верно, но приблизительно на строение и украшение сей церкви Яков Иванович г-н Петров употребил до 15 тыс. руб. серебром; благодарение, во-первых, ГОСПОДУ БОГУ, что он вложил ему в сердце устроить СВЯТОЙ храм во имя СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ и во утешении содержащихся в замке; во-вторых, храмосдателю и всем, в созидании сего храма труждающимся, да наградит их ГОСПОДЬ БОГ своею благодатию и милостию по трудам и усердию каждого; и благодарения за то, что Яков Иванович не пожалел своего капитала, которым его ГОСПОДЬ БОГ наградил и послушался своей жены, да воздаст ему ГОСПОДЬ сторицей.

Из четырех томских дьяконов один священнодействовал во время освящения, а трое из архиерейских певчих пели на хорах.

В прежние времена усопшие клялись при церквах, а ныне за городом в кладбище при вышесказанной УСПЕНСКОЙ церкви, но с какого времени, сказать не могу, потому что сам того не упомню и ни от кого не слыхал. А из надгробных памятников видно, что при прежних деревянных церквях были похороняемы усопшие, при ОДИГИТРИЕВСКОЙ в 1764, а при СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКОЙ 1781 года, из чего можно заключить, что усопших начали похоронять в нынешнем кладбище в исходе минувшего столетия, а также из того, что я с малолетства начал помнить в кладбище уже ветхую часовню. Кладбище сие обнесено новою ныне существующей оградою около 1838 года на месте старого довольно ветхого, с прибавлением вновь места.

Глава «О ЧАСОВНЯХ»

1-я. Фроловская часовня построена возле бывшей Фроловской башни при Казачьей речки, о которой упомянуто, в крепостном строении, по уничтожении той башни около 1819 или 1820 годов; а в 1867 году на месте бывшей построена новая, в которой, как прежде, так и ныне, бывает крестный ход из Одигитриевской церкви; новая часовня освящена 1867 года 18 числа августа. Сия часовня состоит в Одигитриевском приходе. В 18-е число августа в день Фрола и Лавра сводят туда городские жители лошадей, служат молебен с водоосвящением и опрыскивают лошадей святою водою. Обычай сей издревле, но когда и по какому случаю установлен, сказать не могу. Новая часовня построена усердием мещан Василия Хворова малого и Василия Наумова с пособием прочих прихожан Одигитриевской церкви.

2-я. В крепости на горе Вознесенской, именуемая Вознесенской, древней архитектуры. О времени и побуждении к постройке оной сказать я ничего не могу кроме только того, что в ней находится большой величины крест с изображением на нем распятого ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА, назади же креста надпись, что оный крест написан изуграфом Яковом Лосевым при императоре Петре Первом, при воеводе полковнике и коменданте Юрии Даниловиче Синявине в 1717 году 20 числа июня, на сем месте водружен и в то же время воздвигнут над ним молитвенный храм, тщанием его г. Синявина и граждан. Из чего видно, что часовня сия существует уже 150 лет без перемены, стены те же здоровые, но урундуки и крыши были дважды переправлены, последняя поправка учинена в 1860 году с разрешения, благословения томского епископа Парфения, иждивением купца Василья Максимовича Конюхова. В нее бывают крестные хода в день ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ и в день ВОЗДВИЖЕНЬЯ ЧЕСТНОГО КРЕСТА в 14-е число сентября; с которого времени учреждены сии хода, о том ни от кого не слыхивал и сказать не могу, но полагаю, что не со времени постройки часовни и воодружении в оной креста. До 1862 года крестные хода были из обеих церквей, а с 1862 года начали производить из одной Соборной церкви.

В часовне сей, за ветхостию, служба в 1875 году оставлена, а производилась она возле часовни. Поэтому в 1876 году крест из оной и все иконы вынесены, а в 1877 году древняя часовня, стоявшая 160 лет, за ветхостию разобрана и на том месте построена новая одноэтажная иждивением кузнецкого купца Викентия Зиновьевича Фамильцева, за постройку которой заплачено, строил деревни Букиной крестьянин Андрей Семенов, в которую часовню внесен из прежней часовни крест и иконы, и в 5 число мая 1877 года в ВОЗНЕСЕНИЕВ день часовня освящена и совершена в ней служба.

Глава «О КРЕСТНЫХ ХОДАХ»

Кроме общих крестных ходов, бываемых повсеместно, в 6-е число января и 1-е число августа, в которые дни бывают хода вообще из обеих церквей на реку Томь, частные крестные хода в день Вознесения Господня на Вознесенскую гору в вышесказанную часовню и в оную же в день Воздвижения Животворящего Креста до 1862 года производились из обеих церквей, а с 1862 года производятся из одной Спасопреображенской; в 9-ю после Пасхи пятницу с приносимой из села Ильинского иконою Святого Пророка Илии вокруг всего города из обеих церквей; в 21-е число Мая в день Равноапостольных царей Константина и Елены по одной половине нагорной части города из обеих церквей только до того места, где прежде стояла деревянная Одигитриевская церковь. Но по какому случаю и когда установлен сей обычай, сказать не могу, и ни от кого не слыхивал, а своим мнением полагаю, что не с того ли времени, когда освящена ныне существующая каменная, то есть с 1780 года, в честь и воспоминание бывшей деревянной церкви, где и служится молебен. А в 28-е число июля в день Одигитрии Божией Матери установлен по просьбе граждан, по благословению и указу Святейшего Синода в 1840 году крестный ход, в честь честной иконы Царицы Небесной Одигитрии, вокруг всего города из обеих Церквей и продолжался до 1863 года, а с 1863 начал продолжаться только из одной Одигитриевской церкви, а в 1868 году из обеих церквей.

Вышеупомянуто, в 18-е число августа в день Фрола и Лавра, к Фроловской часовне из одной Одигитриевской церкви идет крестный ход, но с какого времени по какому случаю, о том сказать не могу и ни от кого не слыхивал.

Еще вновь установлен крестный ход в 4-е число апреля 1866 года, благодарение Господу Богу, за сохранение жизни Государя Императора на городовую площадь из Соборной церкви, где служится молебен с коленопреклонением и целодневным звоном.

Глава «О МОНАХАХ»

Между 1797 и 1800 годов в Кузнецкий округ пришли из России два монаха, избрали себе местопребывание вниз по реке Томи, на правом берегу оной, от городу около 50 верст, в вершине 3-х называемых курьях, от последней от города деревни Терехиной верстах в 20-ти, а от реки Томи верстах в 3-х, над озером в пустом месте. Именами в монашестве называли Василиск и Зосима; первый из них, Василиск, родом Тверской губернии, Клязенского уезда, деревни Ивелишь экономический крестьянин Василий Гаврилов, бедного состояния, женат, оставил жену, ушел в монашество с согласия жены, проживал несколько времени у разных пустынножителей по паспортам, пострижен в монашество иеромонахом Андрияном, жил один в пустыни и претерпел много искушениев. Напоследок по просьбе Андреяна, который его постригал, вызван был из пустыни в Петербургскую епархию и монастырь Коневец, где присоединился к нему Зосима и из Коневца удалились оба, в пустыню за три верста от монастыря и там прожили 10-ть лет, где Василиску весьма почитали. Он же, не терпя славы, желал удалиться в незнакомую сторону, просил настоятеля монастыря уволить его из монастыря в Афонскую гору, или Молдавию, на какой-нибудь остров необитаемый, но тот, любя их, не соглашался отпустить. Напоследок Андреян переехал в Москву в Симонов монастырь, постригся в схиму и дал им благословения удалиться из монастыря и советовал идти в Сибирь, а они имели желание в Афонскую гору и три раза пускались в путь, но Господь не допустил. (Из книг о жизни и подвигах схимника Зосимы, издано в 1849 году в Веденской пустыни, сочинение Козельского, выписано кратко).

Зосимы родитель был знаменитый и богатый боярин Василий Данилович Верховский, был воеводою в Смоленске; как он, так и супруга, люди были весьма благочестивы, строили церкви, принимали странных, помогали бедным, в одно время Василий ночью молился Богу и вдруг ему голос: «У тебя родится сын, не учи его светским наукам, а лишь Закону Божиему» и 24 марта 1767 года родился сей младенец Захарий, старше его были два брата и 6 сестер. Однажды прогуливался Захарий верхом на братниней хорошей лошади, поравнялся с церковью и услышал следующие слова: «ты сам пойдешь в монахи» (о сем пространно написано в моей памятной записке); будучи 19 лет, служил в гвардии поручиком и получил отставку, оставив все житейское.

И потом они с упованием на Бога пошли по совету иеромонаха Андрияна, но решились наперво поискать место в Малороссии, были в Киеве, в Моздаке, Таганроге, в Астрахани, но не нашли для себя удобного места поселиться и пустились в Сибирь; в Тобольске явились преосвященному Варлааму, он им дал позволение, а г-н губернатор билет, где изберут первый в его епархии, а последний в его губернии для себя жительство, тут бы и поселились, отправясь из Тобольска; были в округах Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском, и, наконец, Кузнецком, и поселились в вышесказанном в начале сей записке месте, где прожили 24 года. Первую зиму до настоящего водворения зимовали в черне, по наступлению весны по недостатку хлеба пошли в селения, перенесли великую нужду и едва не лишились жизни от холоду и голоду. Я стал знать их лично с 1813 года, первый из них, Василиск, преклонных лет, 70 или более, очень воздержанного жития, согбенный старостию и сух плотию от воздержания, носил на голом теле железные вериги, молчалив, в руках четки, в устах молитвы, сидит, повеся голову, мало что говорит; 3осима, по виду 50 лет, крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый (о сем: и ниже сего я знаю лично).

По водворении их в Кузнецком округе приходили они в первые года в город в Успенский пост для исповеди и приобщения святых тайн, а впоследствии по приказанию протоиерея Арамильского, ездил к ним с святыми дарами для напутствования села Подгороднего священник Федор Баженов. В тот же Успенский пост для жительства у них построены были деревянные небольшие кельи, разные, у каждого своя, отстоящие одна от другой около 100 сажан, у Зосимы была еще отдельная келья, отстоящая от прочих версты на три, в глухом лесу, в которую он удалялся во время постов и проживал иногда по месяцу один, и в келье этой я у него бывал.

Впоследствии времени начали уходить к ним на жительство: 1-й кузнецкий мещанин Алексей Алексеев Полусухин около 1800 года, 2-й родитель мой мещанин Семен Дмитриевич Конюхов в 24 число декабря 1813 года, и как и Полусухин, так и он, по увольнению только общества, но без увольнения начальства, 3-й и 4-й села Ильинского крестьянин Федор Иванов Бычков с сыном своим Иваном около 1815 года, а еще имел намерение удти к ним крестьянин же деревни Сидоровой Александр Иванов Паренов, но общество и начальство их не уволило, потому и Бычковы, проживши у них года 3, возвратились в свое жительство, 5-й служащий в кузнецкой гарнизонной роте унтер-офицер Петр Алексеев Мичурин, урожденец Кузнецкого округа, редута Сарачумышского, получил отставку по просьбе, ушел к монахам в ноябре месяце 1818 года, проживал жизнь под руководством Василиска, прилежал послушанию, посту и молитве, проживал без пищи неоднократно по 10 дней, с благословения и позволения наставника своего Василиска, простаивал на молитве целые ночи; в одну зимнюю ночь стоял на молитве на открытом воздухе с поднятыми вверх руками, которые у него от стужи ознобились, и он вообразил в мыслях: «Если я буду нетерпелив, то как сподоблюсь любви Божией», и со слезами стал взывать к Господу. Вскоре начал ощущать в сердце своем усладительную молитву, и воскипело сердце его, и потоки теплые, как вода, потекли во все составы его, и от сего действия весь согрелся и болезнь ознобная прошла, не повредя рук. Нередко во время молитвы приходил в восторг, а иногда слезно плакал и громко вопиял: «Иисусе Христи, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; когда старец его о сем спрашивал: почему он при молитве громко кричит, а не тихо молится, он отвечал: «Не могу терпеть, как бы вижу пред собой Господа Бога, как его жиды терзают и мучат, всего окровавленного и истерзанного, и все, что с ним происходило». И все движения сердца своего всегда он открывал наставнику своему, напоследок просил у старцев благословения на сорокодневный пост, чтобы пробыть без пищи, но старец на сие не согласился, а благословил его пробыть 10 дней. И он во время сего поста (который он держал в Петров Пост), рубил дрова, посек себя ногу, от чего истекло у него много крови, не оставлял он и в болезни подвига молитвы, удручал себя постом, молитвою и трудами, выдержал пост, провел 10 дней без пищи и после сего поста на другой день помер, преклоня голову к столу, как равно заснул, помер же в июле 1819 года.

Из чего видно, что он прожил у монахов хотя и немного, только 8 месяцев, но подвиг его о спасении души своей был велик, там и похоронен, и теперь прах его там покоится в пустом, никем не обитаемом месте, вечная ему память.

Потом Зосима принял намерение завести женскую обитель, Василиск ему не сетовал, но он не оставил своего намерения, согласил на это в городе из женского полу главных, вдову надворного советника Матвея Григорьевича Максимова, Настасью Николаевну, и дочь ее, девицу Наталью Матвеевну, а за ними последовали и прочие, до 6 человек, в числе которых брата моего сродного жена, Анисья Ивановна, по мужу Конюхова; в 1818 году в деревне Сидоровой при доме крестьянина Александра Паренова устроил кельи, обнес оные оградою, как следует быть монастырю, и сам для наставления их в монашеской жизни более тут находился, нежели в прежнем своем обиталище. Но, как видно, Божием смотрением показалось ему устраивать тут монастырь неудобно, в 1820 году поехал в Москву, выпросил у московского митрополита упраздненный в городе Туринске Николаевский мужеский монастырь, который в 1822 году переименован женским. И в 1821 году монахи Зосима и Василиск с избранным женским полом уехали из Кузнецка в Туринский монастырь, а жившие у них Алексей Полусухин уехал в Томский мужской Алексеевский монастырь, там и помер (все это по собственному моему знанию). А родитель мой, Симеон Конюхов, возвратился в свой дом и помер в оном в 11 число июня 1823 года, хотя их Зосима и Василиск приглашали ехать с собой, но они не согласились.

По приезде в Туринск старец Василиск проживал до октября месяца 1823 года в пустынной маленькой келейке, отстоящей от монастыря в 8 верстах, предузнал свою кончину и по причине холода перевезен был в монастырь в ту келью, в которой проживал отец Зосима за монастырскими огородами. Зосима же по некоторым неблагоприятным обстоятельствам от монастыря будучи удален, был болен одну неделю, предузнал за два дня своей кончины день и час оной. Накануне же смерти исповедался и приобщился святых тайн, и пособоровался, и помер в 1823 году, стоя на коленях, в молитвенном положении. В 7-е сутки его похоронили, Зосима же призвал живописца и с мертвого велел списать портрет, похоронили же его в монастыре при церкви за алтарем с северной стороны.

Проживал несколько времени отец Зосима в Туринском монастыре, где уже собралось немало сестер, но враг душ человеческих посеял вражду в сердцах г-ж Васильевых, дочери с матерью, к отцу Зосиме. Они сделали на него донос в разных пунктах тобольскому Преосвященному, от Преосвященного же наряжена была двухкратная комиссия для исследования дела, и он удален был из монастыря, вызван в Тобольск, по ходатайству сильных людей, жительствующих в Тобольске, родственников Васильевых. И, хотя по доносу Васильевых ни в чем не завинен, по решению Святейшего Синода удален из Туринска. Васильева же Наталья Матвеевна, по пострижению переименованная Рахилью, изобличаемая совестию в несправедливом поступке и доносе на отца Зосиму, пришла в раскаяние, слезно плакала и просила со слезами у отца Зосимы и прочих сестер прощения в несправедливом своем поступке, что от них и получила, и даже подала Тобольскому Преосвященному прошение, признавая в оном свою вину, но уже поздно, потому что дело было отправлено в Святейший Синод, чем Преосвященный весьма оскорбился.

По удалении же его Святейшим Синодом по решению дела из Туринска уехал в Москву и за ним последовали 20 сестер, более к нему приверженных, в числе коих уехала и вышеупомянутая моя невестка и сноха Анисья Конюхова. В Москве принят был одною благотворительною особою, г-жой Бехметовой, вообще со всеми приехавшими с ним сестрами, которая благотворительница г-жа Бехметова отдала владаемое ею место и с помещением под устройство пустыни за Сергиевской лаврой, где он, отец Зосима, по благоволению Божиему устроил новую женскую обитель на пожертвованной для оной г-жой Бехметовой земле. По смерти уже его, по Высочайшему утверждению, обитель возведена в штат общежительной пустыни, наименована Святотроицкой Одигитриевской Зосимоновской, где он и скончался в 24 число октября 1833 года 67 лет, сидя, поддерживаемый служащей ему племянницей и имея в руках икону Божией Матери, которой благословил его духовный его отец иеромонах Андриян в Коневской обители. Эту икону при самой смерти лобызал и крепко прижимал к устам своим и при самой кончине сказал племяннице своей: «Теперь я уже в надежде умираю, оставив по себе наставницею старшую свою племянницу», а впоследствии времени над его могилою сооружена каменная церковь.

Пред смертию же отец Зосима велел придти сестрам прощаться; когда все собрались, он сделал краткое последнее наставление, чтоб они ушли в любви и смирении, и не расходились бы и предсказал, что «по моему исходите, Господь даст, что и церковь у Вас будет, и обитель утвердится, Матерь Божия, коей я вручаю Вас, прославит имя свое на месте сем и удивит на Вас милость свою», что и сбылось. Еще относительно предсказаниев его, во время смут сибирских часто говаривал сестрам: «Потерпим, возлюбленные, придет час воли Божией, и мы воспоем песнь победную, подивимся Богу, сотворившего дивные чудеса мышцею высокою». Ноября 20-го года 1826 вступили все они в обетованную землю, то есть в новоустроенные келейки, отправляли всенощное бдение, тогда при пении первого ермоса песнь победную, вспомнили все слова отца своего и удивились, как ни прежде, ни после, но именно в тот день Бог привел их вселиться в сию пустынь, в коей то сам отец Зосима, прохаживаясь по лесу, воспевал часто: «Процветала есть пустыня яко крин, господи».

Близ сей пустыни есть селение Рыжкова и в оном чудотворная икона Божией Матери, в 1812 году во время нашествия французов на самом этом месте, где устроилась пустынная обитель, жители селения скрывали в чаще леса свою чудотворную икону и по очереди сторожили ее, однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо их, сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя свое».

Монах Афонской горы Парфений уведомил меня письмом от 14 октября 1854 года из Сергиевской Лавры и между прочим пишет, что монах Зосима почивает в Изосимоновской женской пустыни, отстоящей от Москвы в 60 верстах, и что от гроба его начинают происходить чудеса. Игуменьею той обители родная племянница Зосимы Вера и 116 сестер живут весьма благочестиво и воздержно, и что из обители сей по благочестивой их жизни начинают требовать в другие обители наставниц, сноха же моя, Анисья Конюхова, уехавшая из Кузнецка с отцом Зосимою, пострижена в схиму и просила его, Парфения, меня уведомить.

В описываемой мною сей тетради о городе Кузнецке, хотя бы и не следовало помещать о монашеском житии, как не принадлежащем к городу, но сие учинил я потому, первое, что означенных монахов Василиска и Зосиму я знал лично, второе, что родитель мой проживал у них восемь лет, третье, что все жительствующие у них мужчины мне были известны, равно и женщины, уехавшие с ним в Туринск, а напоследок некоторые и в Москву, описание чего мною учинено частию из личных моих сведений, частию от разных моих же памятных записок, а также из учиненной сокращенно из читанной мною книги о подвигах монаха. Зосимы и прочих с ним, почему описание и вышло пространно; и четвертое, еще более, потому что город наш хотя и в округе, но неподалеку от себя имел, хотя на время, такой высокой и благоугодной жизни людей, что видно, Господу Богу неблагоугодно было, чтобы они остались здесь до своей кончины, чрез которых могли бы в наших краях учредиться монастыри мужской и женский, и мы жизни их не могли донять и оценить. Их поняла и оценила г-жа Бехметова, и я еще знаю, что даже некоторые граждане и сельские жители называли их беглыми и предтечами Антихриста, и еще помню, в каком-то духовном журнале читал, что Митрополит Московский Филарет освящал в означенной женской обители каменную Свято-Троицкую Одигитриевскую церковь около 1860 года и в речи своей, напечатанной в книге, 3 части, лист 170, кратко изъяснил все странствования Зосимы, труды, подвиги, досады, огорчения, злословия. И что рука сильных извращает правосудие, и что чрез смуты, но по благоволению Божиему шагнул он, Зосима, из отдаленной Сибири внутрь России, где и почил от трудов своих, но все это я почел излишним поместить в сию тетрадь, а поместил лишь нужное для сведенья будущим любознателям старины.

Глава «НОВОЕ СОБЫТИЕ, НЕ ТОЛЬКО В ГОРОДЕ КУЗНЕЦКЕ, НО И ВСЕЙ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЕ»

Кузнецкого Спасопреображенского собора протоиерей Павел Трофимович Стабников, урожденец Рязанской губернии и епархии, рукоположен во просвитера в 30 число ноября 1829 года, чему исполнилось в 30 число ноября сего 1879 года 50 лет.

Оставляю биографию его рождения, рукоположения, перемещения с места на место, награды и служения его, и предоставляю описать кому будет угодно, а здесь только описываю сделанную ему почесть 50-летнего юбилея служения его в священническом сане.

В сентябре месяце сего 1879 года Кузнецкого Спасопреображенского собора протоиерей и благочинный Захарий Матвеевич Кротков донес Томскому Преосвященному епископу Петру о 50-летнем служении в священническом сане протоиерея Павла Трофимовича Стабникова, проживающего в Кузнецке, по прошению его по преклонности лет, которых ему ныне 77, и слабому здоровью уволенного от службы, просил его Преосвященство, не благоугодно ли будет по примеру российских епархий дозволить сделать какую-либо почесть отцу протоиерею Стабникову, на что его Преосвященство через Консисторию дал знать указом, в день рукоположения протоиерея Стабникова во священники, то есть в 30 число ноября сего 1879 года, отправить торжественное богослужение в честь юбиляра протоиерея Стабникова, что и исполнено.

Протоиерей Захарий Кротков чрез градского главу Конюхова сделал о сем известным кузнецкому градскому обществу и градское общество со своей стороны по добровольному своему согласию положило в честь юбиляра протоиерея Стабникова учинить добровольную подписку, сделать в доме градского главы Конюхова в 30 число ноября собрание и приготовить закуску, в которое просить г-на юбиляра и прочее духовенство пожаловать после литургии в дом градского главы Конюхова, что и исполнено нижесказанным порядком.

В 29 число служили всенощную сам юбиляр, на литургию выходили два протоиерея, юбиляр и соборный протоиерей Захарий Кротков, иеромонах Тихон, миссионер Алтайской миссии, заведующий кузнецким миссионерским округом, соборный священник Симеон Китов, Одигитриевский священник Евгений Тюменцев и пять священников сельских, приехавших для сего торжества и два дьякона, один соборный, Павел Марсов, другой села Афонского; обедню служили те же лица, кроме Одигитриевского священника Тюменцева, у которого случилась своя необходимая служба похоронить умершего чиновника.

При литургии, при входе в церковь, протоиерей Кротков с крестом и со всем духовенством встретили юбиляра в дверях с пением: «Днесь благодать святого духа нас собра» и прочего, и прошли в алтарь, потом начали литургию обыкновенным порядком, был военный парад и большое стечение народа.

По окончании литургии села Терешинского священник Анемподист Тверитин говорил речь юбиляру, затем протоиерей Кротков поднес ему икону Христа Спасителя, потом начали молебен благодарственный Господу Богу, по окончании молебна юбиляр и с ним все духовенство в 12 часов отправились в дом к градскому главе, где собралось первостатейное градское общество; по прибытии юбиляра градской глава встретил его на крыльце, а по входе в комнату поднес ему хлеб-соль от имени градского общества и он с удовольствием принял; затем все собрание угощаемо было чаем, водкой и закуской, приготовленной на счет общества; во время закуски духовные лица, и с ними некоторые и частные, пели духовные песни и концерты и при некоторых концертах громогласно троекратно кричали «ура» и беседа окончилась в 4 часа пополудни; в собрании было духовенства и граждан всех 55 человек.

Сию записку писал самовидец сего происшествия 4 декабря 1879 года. (На правом поле летописи другим почерком: «И троекратно было мордобитие подпоручика Капустина и торгаша Ланшакова, а в конце попы рыгали по углам и затем один у другого сосали бороды (тоже очевидец)», — ред.).

РЕЧЬ СВЯЩЕННИКА ТВЕРИТИНА В ПРАЗДНОВАНИЕ 50-ЛЕТИЯ СЛУЖЕНИЯ В ДУХОВНОМ САНЕ ПРОТОИЕРЕЯ Г. КУЗНЕЦКА ПАВЛА СТАБНИКОВА ПРИ ПОДНЕСЕНИИ ЮБИЛЯРУ ИКОНЫ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Ваше Высокопреподобие, достопочтеннейший отец протоиерей, возлюбленный во Христе брат наш.

Всеблагий Господь благословил Вас таким долголетием в продолжении священного сана, которое для большинства составляет предел человеческой жизни, между собратиями в священном сане, не только во всей Томской епархии, но и прочих епархий Сибири. Как верный Господа слуга, Вы посвятили дарованные Вам таланты на служение церкви, служителей ее и обществу — последовательно проходя обязанности: священника, благочинного, протоиерея — законоучителя от общества, всюду выражая высокие качества пастыря в деле просвещения паствы светом богопознания и благочестия, соединяя с глубокой верой усердную молитву о пастве своей; а среди испытаний и время Вашей жизни явили благодушие, терпение и полную преданность воле Божией.

И владыка сей паствы Томский Преосвященный Петр благословил нас почтить ныне время 50-летнего служения Вашего в священническом сане торжественным возношением молитв о Вас к Господу и мы, как священнослужители сего благочиния, так и граждане города сего и окрестные жители вдали, знающие Вас, единодушно с живейшими чувствами искренности собрались сегодня в ознаменательный для Вас день получения благодати священства излить благодарственные молитвы всеблагому Господу за ниспослание Вам обильных даров Божиих, собрались выразить Вам от глубины сердца искреннейшее приветствие и поздравление со славным 50-летием Вашего священства, подчуясь именно христианской Вашей жизни.

Во выражение наших искренних чувств и того глубокого почтения, каким проникнуты мы, священнослужители сего города, окрестностей, движимые сердечным усердием, просим Вас, достопочтеннейший отец протоиерей, принять святую икону Спасителя, которого молим, да дарует Вам по благости своей твердость против старческих болезней, молим милосердного спасителя, да продлит Вашу жизнь еще и еще надолго, — чтобы мы поучались Вашей жизни по вере и благочестию, просим Вас присоединить сию икону к Вашим келейным святителям, и вспоминайте во своих святых молитвах, которые мы взаимно поставим себе непременным долгом возносить о Вас непрестанно.

Глава «ВДОБАВОК ЕЩЕ О ПРИЕЗДЕ ТОМСКИХ ЕПИСКОПОВ»

Афанасий в 24 июня 1843, в 18 августа 1845, 17 августа 1847 и 15 июля месяца 1849 года, и во все эти времена служил в Соборе и один раз служил в Одигитриевской церкви.

Парфений, в 1-е августа 1858 и в июне месяце 1860 годах.

Порфирий, 1-го июля 1861 года служил.

Виталий, в 14 августа 1865 года, служил 15-го в Соборе, 16-го в Одигитриевской, потом ездил до Кузедеевой и в обратный путь, 21 и 22 числах служил в Соборе и сам окрестил 6 человек татар.

Алексий в 28 число июня 1868 года обыденно послужил и с ним томской семинарии архимандрит Дионисий.

В 1869 году 28 числа июля Платон служил всенощную в Одигитриевской церкви, а в 29 число литургию в Соборе и 29 уехал в Бийск.

Он же прибыл в Кузнецк 19 июня 1872 года, служил в соборе всенощную, а в 20 число в Богородской литургию и того ж числа выехал в Бийск по линии; с ним был начальник Алтайской миссии архимандрит Владимир. Он же был в Кузнецке в 1875 году, пробыл 5 на 6 число июля в 12 часов ночи, в 6 число слушал в Соборе заутреню и служил обедню и того ж числа в 12 часов дня выехал.

В 8 число октября 1876 года помер, в 12 число похоронен близ домовой церкви.

В 17 число февраля приехал в Томск преосвященный епископ Петр, переведенный из Уфы, в 19 и 20 числа в Томске служил в Соборе и домовой церквах.

Июля 17 дня 1871 года в 6 часов вечера прибыл чрез Абинский перевоз (был в Бийске), что при селе Абинском, епископ Петр, в Кузнецк и 18 числа в субботу служил всенощную, а в воскресенье литургию; с ним был из Томска протоиерей Иосиф Донецкий, а певчих его не было с ним, 19 числа выехал.

<<Назад  Далее>>

 [ Введение ] [ Глава I ] [ Глава II ]  [ Глава III ] [ Глава IV ] ] [ Глава V ] [ Глава VI ]

[ Глава VII ] [ Глава VIII ]  [ Глава IX ] [ Глава X ] ] [ Глава XI ] [ Глава XII ] [ Глава XIII ]

[ Глава XIV ]  [ Глава XV ] [ Глава XVI ] [ Послесловие ] [ Приложения ]

Ждем Ваших отзывов.

По оформлению и функционированию сайта

Найти: на

 

 

© 1990- 2004. М. Кушникова.

© 1992- 2004. В. Тогулев.

Все права на материалы данного сайта принадлежат авторам. При перепечатке ссылка на авторов обязательна.

Web-master: Брагин А.В.

Хостинг от uCoz