Домой ]

Кузнецкие дни Ф.Достоевского ] [ Черный человек сочинителя Достоевского ]

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов ]

Кузнецкий венец Ф.Достоевского ]

М. Кушникова В. Тогулев

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов.

 

Часть первая

ФЕНОМЕН ПРОВИНЦИИ

Свидетели и участники «кузнецкой драмы»

Глава четвертая

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...

III.Далекое детство

Неизданная книга. — № «...я уехал из Кузнецка в 1904 году и о поре своего детства и от-рочества пишу через 67 лет. Меня можно считать как бы пришельцем из того далекого времени, когда в нашем скромном городе Кузнецке было всего три тысячи жителей.

...Я пережил в Кузнецке детство и отрочество, точно так как сам Кузнецк переживал тогда свое детство, хотя ему было уже без малого 300 лет...».

Эти слова мы прочли в 1976 году в тогда еще неизданной книге, состоящей из двух частей — «Далекое детство» и «Годы отрочества» .

Об авторе ее Вениамине Федоровиче Булгакове известно значительно меньше, чем о его брате Валентине, который был последним секретарем Л. Д. Толстого и хранителем Яснополян-ского музея. Преклонение перед гением Толстого как бы передалось от брата к брату. Вениа-мин Булгаков 18 лет проработал в Московском Государственном музее Л. Н. Толстого. Но даже если бы служению в толстовском музее не было отдано столько лет, а написана всего лишь од-на «История дома Л. Толстого в Москве», опубликованная в 12-м томе «Летописи Государст-венного литературного музея», то только за этот труд нашему земляку были бы обеспечены из-вестность и благодарность потомков. Составленный им перечень лиц, посетивших Толстого с 1882 по 1901 годы, по сей день считается ценнейшим литературоведческим пособием.

Вениамин Федорович Булгаков, так же, как и его брат, поддерживал тесную связь с гим-назическим другом-кузнечанином Константином Александровичем Ворониным, а через него с Новокузнецким краеведческим музеем, в котором и хранилась названная выше рукопись. В 1990 г.. она была издана, правда, в сокращенном виде и под названием «В том давнем Кузнец-ке…». Полистаем ее страницы...

Вениамин Федорович Булгаков гордился своим городом, — пусть таким маленьким, всего в три тысячи жителей, — потому что его любил. Любил до последнего своего дня, хотя и про-жил почти всю жизнь вдали от Кузнецка. В этом смысле рукопись, о которой идет речь, закон-ченная автором в 1966 году, — не только впечатляющий урок патриотизма, но и краеведческий раритет, равноценный архивному документу, а, вернее — преддверие к архивному поиску, о чем ниже.

Откроем скобку: нередко, слыша и произнося слово «патриотизм», мы перестаем улавли-вать, что глубинная его сущность — любовь. Если бы нужно было ответить, о чем рукопись Вениамина Булгакова, мы бы сказали: о любви. И о людях. О загадочных для столичного жите-ля людях провинции, как нельзя лучше соответствующих утверждению Достоевского о таинст-венности, — а, вернее, о таинстве души и нрава каждого человека.

В Кузнецке стоит по сей день здание городского училища. Ему полтора века. В стенах его набирались ума и озорничали многие поколения, и каждое выдвигало достойные имена, кото-рые вошли в историю и тем самым прославили старое училище и свой родной край. И за каж-дым — многозначность природы человеческой.

В 60 — 70-е годы прошлого века смотрителем «вольнодумного» училища, которое в Том-ском управлении было далеко не на верноподданническом счету, состоял Ф. А. Булгаков. Два его сына — Вениамин и Валентин — вместе с другими мальчиками прилежно ходили в школу, бегали играть к старой крепости, гуляли по Топольникам, бродили по рощам боярышника, что рос на холмах...

В 1906 году с золотой медалью закончена Томская классическая гимназия. Годом раньше закончил ее один из дружной компании — Вячеслав Болдырев. Еще остался в стенах гимназии Костя Воронин — он моложе остальных и в ту пору — затянутый в щегольский мундирчик с тугим воротом, который заставляет высоко держать голову, — никак не подозревает, что через полвека будет принимать в Новокузнецком музее дорогих гостей из Ясной Поляны — Валенти-на и Вениамина Булгаковых и вместе с ними и с покойным Вячеславом Олимповичем Болдыре-вым, старожилом Кузнецка, снимется «на добрую память» о встрече. Сохранились фотографии, на которых четыре бывших гимназиста, около музейного макета Кузнецкой крепости, на фоне юбилейной надписи. С этой встречи и потянулся еще один росточек, прочно связавший на мно-го лет Кузнецк и Ясную Поляну.

Все чаще пишут братья Булгаковы в родной Кузнецк. Их живо интересует судьба города и судьба краеведческого музея.

Старейшине музея, Константину Александровичу Воронину, чаще пишет Вениамин Фё-дорович Булгаков, но нередко и•Валентин.

Из писем Вал. Ф. Булгакова в Новокузнецкий краеведческий музей и новокузнецким друзь-ям.

К. А. Воронину, Сталинск. Ясная Поляна, 19 августа 1961 г.

Дорогой Константин Александрович, Вы, наверное, уже получили мое письмо с благодар-ностью за весточку о П. В. Трофимове, с рассуждениями о посылаемых в музей моих работах и т. д. П. В. Трофимову я уже написал.

Сейчас мне хочется посоветоваться с Вами вот по какому вопросу. Художник Петр Сте-панович Антипов (раньше — Ленинград, теперь — Ялта) написал масляными красками мой портрет, около 1 метра в вышину. (Портрет сейчас — не здесь, и я, к сожалению, не могу сооб-щить его точных размеров). Портрет написан в моей комнате в Ясной Поляне. Я сижу около своего письменного стола, полуоборотившись к зрителю. Жена и все, видевшие портрет, гово-рят, что он очень 1) живописен (поскольку изображены висящие над столом фотографии, стоя-щий букет цветов и пр.), и 2) похож.

Не подойдет ли этот портрет для вашего музея? Посоветуйтесь, пожалуйста, с Полиной Васильевной Кононовой, как директором, и напишите мне о мнении музея.

Может быть, музей найдет, что портрет будет слишком выделяться среди других, смеж-ных экспонатов? Тогда отложим вопрос о нем и поставим точку.

Если же музей пожелает иметь портрет (хотя бы для того, чтобы вывесить его в какой-либо закрытой для публики комнате, — напр., в кабинете директора), то я постараюсь устроить пересылку его в музей.

Я не ставлю вопроса об оплате портрета, потому что у музея, наверное, нет для этого средств, так что портрет поступит в музей бесплатно. Но я, с своей стороны, уж постараюсь уладить этот вопрос с художником...

П. В. Кононовой, Новокузнецк. Ясная Поляна, 27 февраля 1962 г.

Уважаемая Полина Васильевна,

...Получили ли Вы 2 том сборника Академии Наук «Литературное наследство», с моей статьей и со снятой мною фотографией Л. Толстого с Л. Андреевым? А также письмо с газет-ными вырезками, посвященными чествованию моего 75-летия в г. Туле? После отсылки этих материалов я не имел еще никакой весточки из музея.

Как Вы поживаете? Как идут дела музея? Как поживает Константин Александрович? Он обещал попытаться установить в каком положении находится дело с рассмотрением рукописи моих «Сибирских воспоминаний» (о Кузнецке и Томске) в Кемеровском обл. книжном изда-тельстве, но пока, должно быть, ему не удалось ничего выяснить.

А я на днях видел номер журнала «Сибирские огни» и подумал, что не плохо было бы ка-кой-то отрывок из моих воспоминаний поместить и в этом журнале...

Что касается описания детства в старом, до-революционном Кузнецке и тогдашнего быта нашего города, то думаю, что они заинтересовали бы жителей нынешнего, большого Новокуз-нецка...

Ясная Поляна, 20 июня 1965 г.

 

Дорогая Агния Александровна,

Искренно благодарю Вас за последнее письмо...

С Кузнецком, благодаря Вашему чудесному брату, у меня (да и у младшего моего брата Вены) завязались более прочные и постоянные отношения. Между прочим, недавно я подарил, через него, Кузнецкому Краеведческому музею старинные документы моего отца, кузнецкого чиновника (аттестаты, грамоты на ордена и пр.), да вдобавок еще несколько документов из эпо-хи моего детства в Кузнецке.

Брат Веня шлет свои труды в музей...

Ваш Вал. Булгаков

 

Письмо — одно из многих, адресованных Агнии Александровне Ворониной, сестре К. А. Воронина, — приводим из-за его особой информативности — в нем упоминаются посланные в музей документы.

С письмами братьев Булгаковых один из авторов книги познакомился у К. А. Воронина почти двадцать лет назад. В ту пору, когда под особой угрозой сноса было именно Уездное училище, одно из немногих уцелевших зданий Кузнецкого градостроительного комплекса XVIII — XIX веков, и требовалось многократно доказывать очевидное — необходимость зда-ние сохранить; из приведенных писем запомнилось, что отец братьев Булгаковых, Федор Алек-сеевич, тот самый, о котором особо упоминает Берви-Флеровский в «Положении рабочего класса в России», был смотрителем этого училища и что братья, впоследствии так тесно врос-шие в ор-биту Л. Н. Толстого, в этом здании учились, — не поможет ли такой аргумент для со-хранения здания? — подумалось.

Аргумент. — Читая письмо обоих братьев, все явственнее представлялось, что есть и еще бесценный аргумент, возможно, доказывающий право на жизнь многих кузнецких зданий: не-кая рукопись воспоминаний о Кузнецке, задуманная Вал. Булгаковым и, похоже, написанная им, но покоящаяся в недрах его личного архива, ставшего после его смерти недоступным даже для давнего друга К_А Воронина; однако, как следовало из писем, — написана, оказывается, и другая, она существует, она послана в Новокузнецкий музей и, стало быть, должна в нем хра-ниться. Автор же ее, — Вениамин Федорович Булгаков, с раннего детства с некоторым обожа-нием относившийся к старшему брату Воле и всю жизнь добровольно, охотно и любовно как бы пребывающий в его тени. В одном из писем он так К- А. Воронину и пишет: гораздо лучше справится, конечно, с описанием старого Кузнецка брат Воля, — он же, Вениамин, лишь попы-тается кое-что воскресить в памяти из детских лет, из отрочества... Попытался. Доволен своей работой, — узнаем из писем, — настолько, что шлет первую рукопись «Далекое детство» в Но-вокузнецкий же краеведческий музей. Как пошлет впоследствии вторую часть — «Годы отро-чества». «На правах рукописи». С робким намеком, — «может быть, стоит предложить руко-пись в издательство?».

Итак, ниточки, вновь завязанные между братьями Булгаковыми и родным городом, креп-нут с Каждым годом! — подумалось, это ли не еще одна крупинка в сумме аргументов, которые приходилось припасать для бесконечных доказательств: Кузнецкий край есть пошел вовсе не от Кузнецкстроя, как постоянна и многолетне слышно было, и не надо «делать» из Сибири край высокой культуры — она много веков была таковой. Сколько прекрасных имен, вошедших в историю культуры страны, связаны, в частности, и с Кузнецком. Вот и братья Булгаковы...

Итак — в Новокузнецкий музей! Директор его Полина Васильевна Кононова и хранитель Лидия Александровна Побожая встретили нас радушно. Показали "и рассказали все, что счита-ли важным и ценным. Выложили перед нами стопки документов, с которых позволили выбо-рочно сделать снимки. Телевизионный фотокорр В. Д. Сергеев, тогдашний наш неутомимый помощник, охотно вникавший в «суть вопросов» — он так это называл — снимал выборочно, по своему усмотрению, пока мы искали среди фотографий, представленных в экспозиции, все, что касалось темы Достоевского, Булгакова, Обнорского...

Педантичный Сергеев, снимал и снимал. Вспышка — щелчок, вспышка — щелчок...

Много позже, разбирая фотоматериалы этой поездки, наткнулись на отдельные страни-цы... булгаковской рукописи, отснятые Сергеевым. Конечно же, те, где упоминается Собор, училище, Ильинская церковь, Прокопьевский монастырь из села Монастырка, — словом, «ма-ленькие язвинки» той поры, которые нельзя было не бередить, в каждой статье, в каждой теле-передаче — чтобы уцелели.

Страницы мы пока отложили...

Но прошли годы. В Новокузнецком музее сменились люди. Другой директор, другой хра-нитель. Что ж — смена поколений. Мы и не предполагали, как пагубны бывают такие смены для продолжения дела, начатого при «другой власти». Итак, в году 80-м мы учтиво обратились к новой дирекции с просьбой: нельзя ли ознакомиться с рукописью Вениамина Федоровича Булгакова и с личными вещами его отца, переданными некогда музею Валентином Федорови-чем Булгаковым. И. кстати, какова судьба портрета Бал. Булгакова, который он предлагал пода-рить музею.

Никаких таких вещей в музее никогда не было и нет, о портрете ничего неизвестно, — от-ветили нам, — и о рукописи — тоже.

Кто бы нам рассказал — не поверили бы. Но к той поре довелось уже перестать многому удивляться, в том, что касалось краеведческих мытарств, и мы обратились к Лидии Яковлевне Побожей и к Анне Николаевне Красиной — старейшим работникам новокузнецкого музея, по-спешно отправленным на «заслуженный отдых», вместе с К. А. Ворониным, как только «вла-сти» в музее переменились. Милые, славные опытные музейщики, хвала вам! Даже отстранен-ные от музея, вы все-таки радели общему делу «краеведческой археологии»! Уж не знаем, как это вам удалось! — вы добыли из недр музея и личные вещи смотрителя уездного училища Булгакова и заветную рукопись. Вот только следы портрета утрачены...

К той поре в местном отделении ВООПИиК появилась выпускница иняза Наталия Влади-мировна Мальковец. Стоял год 1982. Дело было за малым. Перефотографировать личные вещи Ф. А. Булгакова и перепечатать рукопись — Н. В. Мальковец с юным задором согласилась по-мочь. Большое участие приняла в этом и директор Кемеровского краеведческого музея, о чем с благодарностью сейчас вспоминаем.

Через небольшое время по экземпляру рукописи получили Кемеровский краеведческий музей и Областная научная библиотека. Третий был предъявлен в Кемеровское книжное изда-тельство.

Своевремение, — И мы задали себе вопрос, почему же двадцать лет назад эта рукопись «пришлась не ко двору»? Вновь и вновь ее перечитывали, эту рукопись о любви к родному до-му, городу, родителям; рукопись — о корнях, связывающих человека с раннего детства с каж-дым домом на родной улице; безыскусный и светлый рассказ о Кузнецке столетней давности, о его обитателях, развлечениях, бедах; рассказ о давно забытых обычаях, праздничных традици-ях, об упорно пробивающихся через провинциальную отдаленность от просвещенных столиц ростках мирового прогресса; рассказ об отце — истинном интеллигенте и подвижнике культу-ры, каких немало в российской глубинке было еще сто лет назад...

И если проницательный взор Л. Н. Толстого отметил юного Булгакова среди других, вы-брав его себе в доверенные лица, то не оттого ли, что в юнце Булгакове читался тот Воля, кото-рый организовывал в свои десять или двенадцать лет детскую общественную библиотеку в ам-баре родительского дома и в нем же — чуть не первый в Кузнецке народный театр. И не потому ли так верно, так бескорыстно нес свое служение памяти Л. Н. Толстого Вениамин Федорович Булгаков, что в нем до конца дней сохранилась доброта и нежность души, которые заставляли маленького Веню Булгакова благоговеть перед семейными преданиями, рассказанными дедуш-кой и бабушкой, бережно хоронить выпавших из гнезда птенцов и плакать о срубленной сосен-ке во дворе родительского дома, верить в силу любви, которой он пытался воскресить умерше-го отца...

Так, может быть, двадцать лет назад именно оттого рукописи Вен, Булгакова не довелось увидеть свет, что не было в ней ни намека на бодро-пионерское детство, и, главное, наверное, — никакого подспудного акцента, что был, де, Кузнецк грязный, хрестоматийно-захолустный город (как ему и положено было быть до Кузнецкстроя по официальному представлению, хотя бы последнего двадцатилетия), населенный бесправно угнетенными бедняками и наглыми куп-цами-угнетателями. В рукописи — иное: провинция — типичная для России той поры — да! Захолустье — нет!

Сравниваем Кузнецк столетней давности, который читается в детских и юношеских вос-поминаниях автора, с описаниями чуть не первого летописца Кузнецка — Ивана Семеновича Конюхова (70-е гг. XIX в.) и вырисовывается уютнейшее обиталище типичных провинциаль-ных мещан, — да, да, именно мещан, в единственно правильном понимании этого слова, перво-зданно означавшего «житель местечка», «маленького города». А таковыми мещанами были ре-месленники, мастеровые, мелкие торговцы, купцы, но и местная интеллигенция, прежде всего — учителя и священнослужители.

Недаром сейчас пристальное внимание общества приковано к так называемой «провинци-альной культуре», которая была органично присуща чуть не каждому российскому городку, где столетиями складывался свой нравственный климат и свое «культурное лицо». Сейчас даже пробивается новый термин — «феномен провинции». Думается, первая попытка, — вовсе не-осознанная, — это воспоминания Вениамина Федоровича Булгакова.

Подвижники. — В Кузнецком районе города Новокузнецка по улице Народной № 7 стоит двухэтажное каменное здание. В нем еще недавно находилось вечернее отделение сельскохо-зяйственного техникума, до того помещалась славная школа № 10, а еще раньше — открытое в 1790 году уездное народное училище, одно из восьми «малых народных училищ» Сибири. Все они — в Тюмени, Таре, Туринске, Томске, Нарыме, Енисейске и Красноярске так же, как и Кузнецкое училище, комплектовались тобольскими семинаристами. Из Тобольска прибыл в Кузнецкое училище первый смотритель Михаил Гаврилович Лукин. Он вел все предметы в двух классах своего училища и получал мизерное жалованье от городской думы.

Потом смотрителем после очень продолжительного перерыва в 25 лет, когда училище бы-ло закрыто, с 1826 года до средины 50-х годов прошлого века был здесь человек необыкновен-ный — Николай Иванович Ананьин.

Почти 30 лет деятельности Ананьина — не просто служба. Это пестование любимого де-тища, служение просвещению и создание того очага культуры, без которого «несть граду стоя-ния». После Ананьина, — с небольшим интервалом, — смотрителем училища стали Ф. А. Бул-гаков, как уже было сказано.

Кузнецкое уездное училище в течение почти ста лет создавало тот климат, без которого невозможны восприятие книги, ее жизнь в народе, оно излучало то культурное поле, которое притягивало к себе лучшие умы и сердца. В этом климате выросли братья Булгаковы и им, климатом этим, пронизана рукопись, о которой идет речь. Но, как уже было сказано, воспоми-нания детства Вен. Ф. Булгакова — скорее преддверие к архивному поиску. И таковой поиск подарил нам истинную находку: перед нами вырисовывались коллизии и страсти, сотрясавшие сто лет назад маленький Кузнецк, и даже упомянутая выше в самом будничном тоне смена смотрителей училища — есть цепочка драматических историй, исковерканных судеб, ущем-ленных самолюбий.

Но история подобна целительной руке, что утишает сиюминутные боли, оставляя для па-мяти лишь общую картину «биографии» провинциального города, как единого организма, со всеми его немногочисленными обитателями, что суть живые части этого единства. «Сиюми-нутные боли» — удел архивных документов, общая картина — в рукописях, подобно здесь упомянутой. Впрочем, как уже было сказано, и она, точно так же, как изданная только сейчас, с такой непозволительной неторопливостью «Кузнецкая летопись» Ивана Семеновича Конюхова — бесценные документы, помощники в самые неожиданные моменты, равно — опоры для са-мых неожиданных ассоциативных мостиков, связывающих вчера и завтра.

Корни. — Нередко при создании музейных экспозиций возникает вопрос: как выглядели интерьеры второй половины XIX века в захолустном уездном городе Кузнецке. Кроме скупых описаний Берви-Флеровского, никаких материалов об этом никогда не встречалось. Но в руко-писи Булгакова мы находим ценные свидетельства. Описание дома звучит «роскошно», но... «на кольцевой пробег шести описанных комнатушек требовалось всего два-три десятка детских шагов».

Особо притягательна для ребят крепость на вершине холма, с деревянным, примыкающим к ней бревенчатым частоколом городского острога. Конечно, у И. С. Конюхова она описана ку-да подробнее и «дотошнее», но впечатление о роли крепости в сознании кузнечан с младых ногтей мы получаем именно из булгаковских воспоминаний.

Дети гордились не только крепостью, но и всем городом. Как волшебная шкатулка, хра-нил он для них множество чудес. Кузнецк — очень зеленый город. И это тоже как бы их личное достояние. Городские березы раскидисты, и мальчишки тут же находят им применение. Дере-вья служат им своеобразными «клубами книголюбов».

Книги и деревья, сказки и река — фон детства и отрочества кузнецкой ватаги! И как им было не любить природу, если она вплеталась в саму жизнь не только детей, но их родителей, дедов и прадедов.

Десять лет назад была срублена «лиственница Достоевского», одна из достопримечатель-ностей исторически сложившегося ядра бывшего уездного городка. Смог бы человек, который в детстве, подобно Вене Булгакову, плакал, увидев смерть дерева, поднять топор на «листвен-ницу Достоевского»?

Вот кузнецкая ватага хоронит двух выпавших из гнезда воробышков. Приходится рабо-тать щепой и пальцами, но ребята жалеют птиц. Ничего, что на могиле «усопшего» будет во-дружен крестик и надпись «молодой воробей». Конечно, в архивных документах мы нашли следы «кощунственных» игр со Святым Антиминсом юного кузнечанина Севергина — о чем уже поминали, — который даже отважился изобразить из себя епископа. Но это — тоже сию-минутная боль. А «молодой воробей», захороненный по ритуалу, — климат души, что сохраня-ется на всю жизнь.

Когда юные кузнеча не вырастут, они, наверняка, очень будут чтить старое городское кладбище, где чуть ли не три века покоились их предки. И много лет спустя, конечно же, с го-речью о том вспоминать, когда на месте кладбища возникнет танцплощадка...

Они росли с уважением ко всему живому, и уважение это рождалось от общения не с аб-страктной окружающей средой, а с преданными четвероногими спутниками человека и с доб-рыми, сочувственными к ним людьми, которые еще понятия не имеют об экологии природы, равно как и об экологии культуры, но из поколения в поколение хранят незатейливые, но муд-рые заветы человеческого общежития в малом провинциальном пространстве, где все особенно хрупко — и окружающая природа, и человеческие отношения, и где связи между людьми по-хожи на кружевное переплетение мельчайших подземных корешков, которое открывается взору лишь когда всковырнешь гладь земли и которые так легко повредить посторонним вторжением.

Ребята Булгаковы привязаны к своим дедушке и бабушке, они кажутся им людьми леген-дарными. Их приезд — праздник в доме. В который раз ребята стребуют с деда, чтобы он рас-сказал, как «мы с Марфушей поженились». Как только он начнет рассказывать, старики пред-станут перед внуками, овеянные поэтической легендой, которая будет им сопутствовать в вос-поминаниях потомков до конца их жизни.

Этот рассказ все слышали много раз, но ребята восхищенными глазами глядят на деда как на человека, ...про которого можно только прочитать в книжке. И незатейливый рассказ с прав-дишним героем, сидевшим теперь перед ними на сундуке, ..для ребят был лучшим литератур-ным произведением, потому что автор, и герой слились в одно лицо, И мало важно, что в осно-ве «похищения бабушки Марфуши» лежало непримиримое противостояние старообрядческой общины села Коураки и канонической православной церкви, о чем тоже поведали нам докумен-ты. Важно, — что в семье Булгаковых бытовала легенда. Так рождалось уважение к старости.

Поэзия сочувствия сопутствовала детству мальчиков Булгаковых. В Кузнецке жила целая колония ссыльных поляков, попавших сюда после восстания 1863 года. В архивных документах многие из них встречаются. Но вот нигде не упоминается квартировавшая во флигеле у Булга-ковых старушка Радзиминская, «всегда одетая в оборки и кружева». Радзиминская была музы-кантшей. Из открытых окон ее квартиры неслись ноктюрны и вальсы. «Серебряная старушка» тоже вплеталась в волшебную ткань воспоминаний о родном городе, с которыми Булгаковы_ не расстанутся всю жизнь. Хотя наблюдали в нем, в этом захолустном городишке, как уже было сказано, отнюдь не только идиллии... Вот хотя бы фигура отца». И тут мы подходим к одной из самых интересных личностей стародавнего Кузнецка, которой мы уже посвятили отдельную главу.

Отставной смотритель. — До того, как мы познакомились с неизданной еще книгой, фи-гура смотрителя Кузнецкого уездного училища Булгакова рисовалась довольно абстрактно. Из рукописи мы узнали о нем много больше. Федор Алексеевич Булгаков — сын дьячка из села Оржевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую семинарию. Уехал в Сибирь .и с 1854 г. работал в Кузнецком уездном училище сперва учителем, потом смотрите-лем. Ушел в отставку, получив пятьсот сорок рублей пенсии в год, построил дом и стал зани-маться пчеловодством. Стремление к достатку? Скорее необходимость — мед продают, огород кормит. Поднять надо трех сыновей и двух дочерей. А ему семьдесят.

Одаренный человек в уездном городке. Отставка, при которой нет выхода творческим по-тенциям. Постоянная неуверенность в завтрашнем благополучии. Среда, в которую так вжился, что не замечаешь, как утрачены черты духовности, что от нее отличали...

И все-таки в рукописи Вениамина Булгакова мы прочтем и такие строки: «Я гордился от-цом, он никогда не пил вина, не курил, но картежная игра отравила его разум и въелась в его душу. Наверное, игра служила отцу отдушиной для его неизрасходованной энергии в провин-циальной уездной жизни». Ситуация совершенно «по-достоевскому». Позднее архивные доку-менты доказали нам, как мало мы узнали об отставном смотрителе из воспоминаний его сына и как неоднозначна была его фигура, равно в описании его именин вдруг встретили фамилии многих тех, чьи маленькие победы, домогания и поражения встретились нам позднее в архив-ных папках...

В записках Вениамина Булгакова чувствуется не только биение жизни Кузнецка столет-ней давности, но и отражаются, хотя и косвенно, проблемы тех лет. Беглый ссыльный, беглые каторжане — это повседневность Сибири той поры. Их видел и описывал Чехов, одну из драм Варюхинской переправы описал Гарин-Михайловский. И вот — «кузнецкая ватага» ночью, у костра в селе Ильинка, что под Кузнецком. К костру прибился ночной гость. Он признался, что идет в Кузнецк и боится лесных объездчиков. Ребята угостили странника ухой. Гость жадно ел. Простившись, наказал пять суток никому о встрече не рассказывать...

Отблески прогресса, — Hо сколько было и забавных событий, сколько волнующих встреч с техникой, которая в Кузнецк добиралась с опозданием лет на тридцать...

Музыкальный ящик «гирофон» в доме Булгаковых радует кузнечан только «Мазуркой», «Маршем Радецкого» и песенкой «Мой милый Августин». Но вот появилось другое чудо. Мальчики Булгаковы только что узнали про некий поющий сундучок, который показывают в балагане. Все семейство Булгаковых шагает к лугу около уездного училища. Там сколочен са-рай — в нем слушали впервые фонограф, изобретенный четвертью века ранее.

Телефон, который в Томске давно уже стал обыденным, в Кузнецке еще слыл колдовст-вом. В мае 1897 года кузнечане впервые увидели на Томи пароход. Старушки крестились.

Что первый пароход появился в Кузнецке лишь через сто лет после изобретения Фульто-на, — не беда, важнее другое — чуть не пол-Кузнецка ребятишек тут же принялись строить свой «сухопутный» пароход в старом тарантасе на булгаковском дворе, где азартно читали кни-ги и неутомимо ладили свой, ребячий театр...

В рукописи никакой излишней идеализации мы не найдем. На базаре жестоко избивают разнесчастного Егорку. Но Егорка — вор. Торжественно встречает городок архиерея Макария, и встреча говорит об единении кузнечан и об их традиционном благоговейном отношении к православной церкви — но оценка самого Макария в рукописи далеко не лестна, причем под-тверждена последующими фактами из биографии последнего, — в том числе не забыто и офи-циальное благословение в Томске на черносотенную акцию 20 октября 1905 года, когда подо-жжено было здание, в котором заживо сгорели сотни человек...

Что же так привязывало этих юных, а потом — серьезных пожилых людей к маленькому городку?

Наверное, неповторимость его облика, его достоинства и даже его недостатки, потому что «и дым отечества нам сладок и приятен». Его березы, его река, его люди, добрые и чудакова-тые, его улицы, знакомые до последней жердочки любимого палисадника, — все это родной дом! И жители города — как бы родня. Хорошая ли, дурная — всякая. Но — родня. Прочитав рукопись Вениамина Булгакова, .мы уже готовы к архивным встречам. Мы ищем всё новые сведения как бы о собственных хороших знакомых, мы и сами с ними породнились, и с интере-сом вникаем в мотивы и последствия их поступков более чем вековой давности. Мы обращаем-ся к «Кузнецкой летописи» Конюхова, и находим в ней их предков, мы задумываемся, а что же стало с нашими «новыми» старыми знакомыми в загадочном «потом». И вдруг отдаем себе от-чет: ведь с поры пребывания Достоевского в Кузнецке до времени, описанного в воспоминани-ях Вен. Булгакова, прошло каких-то тридцать лет с небольшим. Много ли меняется в облике тихого провинциального города за столь небольшой срок, Разве что уходят «самые старые ста-рики»... В 1857 году, когда роковой узел, связавший Достоевского и Исаеву, будоражил вооб-ражение кузнечан, Достоевскому — 36 лет, Тюменцеву — 27, Федору Булгакову — 33. Все они — почти ровесники и психологически должны довольно сходно воспринимать события и реак-цию на них других своих ровесников — кузнецких обывателей. Обывателей — в лучшем смыс-ле слова. То есть людей, со всевозможной, — по крайней мере, внешней, — пристойностью не-торопливо листающих незамысловатые страницы повседневной жизни без особых бурь и по-трясений. В 80-е и 90-е годы таковым «ровесникам» не столь много лет, чтоб измениться до не-узнаваемости. И люди, окружавшие семейство Булгаковых, несомненно, в большинстве своем помнили «знаете ли, ту историю с заезжим сочинителем». Так что в социальном климате, опи-санном Вен. Булгаковым, а тем более Иваном Семеновичем Конюховым, мы как нельзя более правдиво читаем быт и нравы провинции, увиденные Достоевским и познанные им хотя бы из писем Марии Дмитриевны, доносившей из Кузнецка в Семипалатинск свои кузнецкие впечат-ления. Именно поэтому мы такое значение придаем в этой книге людям и событиям, отделен-ным от поры Достоевского на целых 30 лет. Но — всего на 30 лет...

Итак, не просто родному дому посвящена рукопись Вениамина Булгакова, она живо от-крыла нам бытовую историю Кузнецка столетней давности.

История состоит из вех. Но вехи эти высятся на социально-психологическом фоне, кото-рый так правдиво отражается в личных архивах, в записях такого рода, как названная рукопись. Мы долго отдавали предпочтение вехам истории и отдельным «героям» — личностям исклю-чительным. Время подсказывает иную настоятельную необходимость. Мы жадно ищем корни наших заурядных предков, не ознаменовавших свой жизненный путь особыми подвигами, по-тому что они — часть народа российского, плоть от плоти. Мы стремимся узнать среду, в кото-рой выстраивались биографии наших малопримечательных дедов и прадедов — литеры обще-ственной истории, потому что из них складывалась биография народа. Рукопись, пролежавшая чуть не тридцать лет в фондах музея, сейчас обнародованная, напоминает о важности таких свидетельств и о целесообразности публикаций таких рукописей.

В продолжение рукописи. — Рискуя повториться, скажем все же: рукопись Вениамина Федоровича Булгакова «Далекое детство» и «Годы отрочества» — как бы объяснение в любви родному городу и отчему дому. Куда бы ни уезжал он из Кузнецка, родной город жил в его па-мяти, и сам он оставался верным сыном своего края. Письма Вениамина Булгакову в Новокуз-нецк кажутся естественным продолжением рукописи,

Москва, 12 мая 1964 г.

Дорогой Константин Александрович!

Спасибо за все сведения о родной Томи и родном городе!

Да, уж очень далеко ушел этот Кузнецк от города моего детства — от 1890-х годов, когда в нем было три тысячи жителей... И жизнь теперь у вас другая, и люди все другие.

...Я было хотел припомнить облик, жизнь и «дух» Кузнецка моих детских лет, но в памяти моей остались только «видимость» и внешность, а глубину жизни города... я так и не смог вос-становить, ибо мне было 10 лет, когда я стал учиться в Томске.

Пусть эту кузнецкую провинциальную эпоху с печатью чеховской патриархальности за-пишет, воссоздаст мой брат, родившийся в Кузнецке в 1886-м году...

Вот почему я порешил лишь написать воспоминание о своем далеком детстве, где главное внимание обращено на своих детских переживаниях в семье отставного педагога-отца...

История моих детских дней, может быть, перегружена «психологизмом», зато она вышла более правдивой, чем если бы она была насыщена довольно шатким «историзмом»...

Словом, машинописный экземпляр своего «Далекого детства» я скоро вышлю вашему му-зею — для хранения и прочтения «на правах рукописи»...

Москва, конец декабря,1965 г.

Дорогой Константин Александрович!

Спасибо Вам за новогоднее поздравление!

...Брат Валентин изучает мои документы об отце, матери, деде; их — бумаг — примерно около 10 и все документы попадут, конечно, в архив вашего музея...

Москва, 11-е мая 1965 г.

Дорогой Константин Александрович!

«Скоро от Кузнецка останутся только воспоминания», — пишете Вы... Некоторые сведе-ния о городе можно будет узнать и из моих воспоминаний 2 — то есть из повести «Годы отро-чества» с 1896-го года по 1903-й год, когда я учился в приходском училище и приезжал на лето в Кузнецк из Томской гимназии...

Но цель моя — вспомнить наши детские-отроческие годы, так как обрисовать быт взрос-лых или жизнь города Кузнецка подробно мне трудно... Да и продолжающееся недомогание по-сле моих болезней мешает работать головой и пером… Но я упорно постараюсь дать для Ваше-го музея и эту вторую часть воспоминаний…

 

Москва, 11 янв. 1967 г.

Дорогой Константин Александрович!

…Я просмотрел одну или две тетради воспоминаний брата о Кузнецке из его огромной автобиографии, носящей заглавие «Как прожита жизнь»… Я полагаю, что Вам удастся позна-комиться с этой работой брата, особенно, если у Вас будет документ от Новокузнецкого крае-ведческого музея… Впрочем, о подробностях сдачи рукописного наследия брата в этот архив и о составе сданного прошу обращаться к дочери Валентина… Я стою в стороне от сего этого де-ла…

 

Москва, 10-е ноября 1974 г.

Дорогой Константин Александрович!

Спасибо Вам за поздравление с праздником Октября!

И я поздравляю Вас с этим праздником 57-го Октября, которое я праздную в 57-й раз!..

Да, годы идут без остановки и я 14-го ноября сего года буду говорить, что мне исполни-лось 85 лет и 8 месяцев! Из них я проработал в Гос. музее Толстого 18 лет + в Академии педаг. наук 16 1/2 лет и в средних школах — 16 лет, остальное ушло на детство, на учебу, на войну и прочее. А сейчас у меня в глазах глаукома + сердечная недостаточность со стенокардией… и полная голова воспоминаний…

Однако же не последним печальным письмом Вениамина Булгакова хотелось бы закон-чить рассказ об его наконец-то все же изданной рукописи. В заключение мы вместе с читателем возвращаемся к страницам «Далекого детства»:

«Я призываю вас вести записи и дневники, через много лет он врастут в прекрасную лето-пись всей страны и всего ее народа».

Такое обращение не случайно. Призывом ощущать себя «человеком среди людей» прони-зана вся работа Вениамина Федоровича Булгакова.

Музейщики по своей сущности, братья Булгаковы и К. А. Воронин знали — каждое сви-детельство каждого «обыкновенного» человека укладывается в мозаику времени, точно находя единственно возможную для него ячейку. И верили: каждый человек исключителен и незаме-ним, и никто другой не может вписать в историю то слово, что предназначено вписать ему.

Потому сегодня с тридцатилетним опозданием, мы с радостью знакомим читателей с ру-кописью Вен. Ф. Булгакова. Она, так же как и письма обоих братьев, роднит прошлое и на-стоящее, а также незримой, но прочной нитью связывает орбиту Л. Н. Толстого с Сибирским Кузнецком. Более того — это она повела нас к архивным поискам, в коих таились еще более глубинные связи между аурой Толстого и аурой Г. Н. Потанина, который несомненно был для Сибири тем светочем, каким для европейской России был Толстой. И связь эту — таинствен-ными нитями судьбы — осуществлял отчасти тоже один из Булгаковых, сын старого смотрите-ля, Валентин Булгаков.

…И все же — почему рукопись, написанная тридцать лет назад о событиях и людях Куз-нецка столетней давности, кажется сегодня, в жгучую пору стремительных социальных преоб-разований, столь нужной и близкой сердцу?

Не потому ли, что самое время остановиться в беге, оглянуться, задуматься о неизмери-мой самоценности каждой человеческой личности, даже в пору, когда она, личность эта, только еще «пешком под стол ходит». И — вспомнить. Вспомнить о любви. О первейших заветах че-ловечества — любви, мире и милосердии, которые генно заложены в каждом из нас, но, бывает, тускнеют в пору «разбрасывать камни» и лишь ждут, чтобы о них вспомнили.

Как они зарождаются? На то ответ — «Далекое детство», в котором так тесно сплелись цветы и деревья, река и старая крепость, маленький деревянный дом. И — нежность, что так тесно связала его обитателей друг с другом и с маленьким городком, мирно дремлющим в си-бирских просторах. И все же, наверное, в первую голову великая роль родительского авторите-та, каким обладал бесспорно Федор Алексеевич Булгаков, который, при тщательном докумен-тальном изучении его биографии, оказался еще и тесно причастен к героям кузнецкой коллизии Ф. М. Достоевского.

 

Источники

1.      ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 221, л. 62.

2.      ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 279, л. 30.

3.      ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 340, л. 36, 93. См. также ф. 99, оп. 1, д. 396, л. 46; ф. 125, оп. 1, д. 100, л. 10.

4.      ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 216, л. 61, 62.

5.      Вен. Булгаков. В том давнем Кузнецке… /Лит. обработка и послесловие М. Куш-никовой. — Кемерово, 1990. — С. 66.

6.      Там же. — С. 67.

7.      Там же.

8.      ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 273, б. н.

9.      Речи Булгакова: ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 233, л. 85, 90.

10.      ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 241, б. н.

11.      ГАТО, ф. 125, оп. 1, д. 124, л. 77.

12.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 294, л. 3.

13.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 373, л. 10.

14.     О Н. Космодемианском: ГАТО, ф. 170, оп. 3, д. 990, л. 8. О болезни П. Т. Стабни-кова и его сыновей: ГАТО, ф. 170, оп. 3, д. 990, л. 2, ф. 170, оп. 1, д. 326, л. 3; ф. 170, оп. 3, д. 771; ф. 170, оп. 1, д. 326, л. 37.

15.     ГАТО, ф. 170, оп. 3, д. 990.

16.     ГАТО, ф. 125, оп. 1, д. 372, л. 385.

17.     Вен. Булгаков. Указ. соч. — С. 71, 81 — 0, 91, 97.

18.     ГАТО, ф. 125, оп. 1, д. 190, л. 8.

19.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 728.

20.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 728, л. 27 — 34.

21.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 721, б. н.

22.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 728, л. 27 — 34.

23.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 714, б. н.

24.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 560, б. н.

25.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 762, б. н.

26.     Там же.

27.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 685, б. н.

28.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 642, б. н.

29.     Вен. Булгаков. Указ. соч. — С. 65.

30.     ГАТО, ф. 99, оп. 2, д. 54, л. 1 — 4.

31.     ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 1403, л. 166.

32.     ГАТО, ф. 126, оп. 4, д. 2627, л. 1 — 6.

33.     См.: В. Волчек, В. Тогулев. Гимназисты // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. — Кемерово, 1993. — С. 24 — 29.

34.     ГАТО, ф. 101, оп. 1, д. 290, л. 27.

35.     Вен. Булгаков. Указ. соч. — С. 83.

36.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 772, б. н.

37.     ГАТО, ф. 126, оп. 4, д. 2944, л. 9 — 11, 18.

38.     Там же, л. 1, 2, 12, 17, 20 — 21, 24 — 25, 26 — 35 и др.

39.     ГАТО, ф. 3, оп. 2, д. 2438, л. 4 — 5.

40.     ГАТО, ф. 126, оп. 4, д. 2944, л. 9 — 11, 18.

41.     Вен. Булгаков. Указ. соч. — С. 216.

42.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 685, б. н.

43.     Там же.

44.     Там же.

45.     Там же.

46.     Об И. Аргунове см. подробнее: М. Кушникова. Искры живой памяти. — Кемерово, 1987. — С. 50 — 69.

47.     ГАТО, ф. 99, оп. 1, д. 712, б. н.

<<Назад  Далее>>

 [ Введение ] [ Глава I ] [ Глава II ]  [ Глава III ] [ Глава IV ] ] [ Глава V ] [ Глава VI ]

[ Глава VII ] [ Глава VIII ]  [ Глава IX ] [ Глава X ] ] [ Глава XI ] [ Глава XII ] [ Глава XIII ]

[ Глава XIV ]  [ Глава XV ] [ Глава XVI ] [ Послесловие ] [ Приложения ]

Ждем Ваших отзывов.

По оформлению и функционированию сайта

Найти: на

 

 

© 1990- 2004. М. Кушникова.

© 1992- 2004. В. Тогулев.

Все права на материалы данного сайта принадлежат авторам. При перепечатке ссылка на авторов обязательна.

Web-master: Брагин А.В.

Хостинг от uCoz