Домой ]

Кузнецкие дни Ф.Достоевского ] [ Черный человек сочинителя Достоевского ]

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов ]

Кузнецкий венец Ф.Достоевского ]

М. Кушникова В. Тогулев

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов.

 

Часть вторая

ЛИКИ ПРОВИНЦИИ

Старый Кузнецк в портретах его обывателей

Глава двенадцатая

«ЛИШНИЕ» ЛЮДИ

I. Слепой священник

В любое время и в любом обществе всегда находились люди, которые из соображений долга, морали, справедливости или по иным мотивам, шли «против течения», безмерно усложняя себе жизнь, наживая врагов, чаще всего — умирая в безвестности. Мы помним, сколь незавидно о. Захарий Кротков аттестует священников-миссионеров, которым «лишь бы окрестить, а там живи, как знаешь», рискуя, наверное, подобными неосторожными высказываниями осложнить свои отношения с епископом и Консисторией; мы видели «странности» о. Евгения Тюменцева, наотрез отказавшегося от служб среди арестантов, покрывающего так чтобы благовидные деяния церковного старосты Панова и скрывающего от полиции факты церковной кражи; мы пытались объяснить многолетнюю «войну причтов» двух церквей Кузнецка; мы узнали подвиги Зосимы и Василиска, которые возбуждали подозрения кузнечан и почти за 25-летнее монашество близ города снискали у сограждан лишь репутацию «антихристов» и «беглых»: столь трудно было объяснить с позиций обывательского здравого смысла мотивы их странных поступков. Что до «подвигов» причетника Бутримова или Диакона Серебренникова, то они для нас по сей день также необъяснимы, как и для современников.

Все перечисленные «деяния» — а подобных наверняка было много больше, чем удалось проследить по архивным данным, — по видимости вещей не укладывались в обыденное течение тихой, — но только на первый взгляд, — провинциальной жизни, вызывая немало кривотолков и вопросов: «зачем?». Упомянутые выше поступки казались кузнечанам ненужными, неудобными, не укладывающимися в «корневую систему» провинциальных взаимоотношений, если только вовсе не бессмысленными, а совершающие их лица — «лишними»: разумеется, в определенной временной перспективе и в определенных обстоятельствах. Иные делались «ненужными» в силу социальных пертурбаций, особенно же во время революции. Священники Рудичев и Минераллов, вспомним, были убиты партизаном Роговым, по своему усмотрению решавшим, кто «нужен», а кто — нет. Участь других была не только не счастливой, но и вовсе парадоксальной — они оставались «лишними» всю жизнь: и до революции, и после нее, — отринутые «верхами», забытые всеми и задавленные нуждой.

Одиннадцать жалоб священника Хандорина. На кладбище у станции Томск-2 есть могила. Здесь покоится прах поминаемого в предыдущих главах священника Дмитрия Феодотовича Хандорина. Скончался он в 1960 г., в возрасте 79 лет, ослепнув после трагических обстоятельств за четверть века до этого. Сразу после кончины о бывшем священнике вспомнили: похороны были скромными, хотя Новосибирская епархия прислала на помин немного денег, так что о. Дмитрию в некотором смысле даже «повезло». Впрочем, — в судьбах поколения, на век которого выпали революция, гражданская война и множество других опасных рифов отечественной истории — все относительно. Отца Дмитрия еще можно назвать удачливым. Все-таки удалось выжить, воспитать детей и внуков. И — «повезло» дважды: сохранилась его могилка. Ни Минераллову, ни Рудичеву, равно и многим другим памятников не ставили, а над случайно найденной (!!) недавно могильной плитой церковнослужителя из династии Окороковых, к примеру, до сих пор гадают, — откуда и как попала она, «бесхозная», в музей «Кузнецкая крепость»...

Еще более иллюстративен случай с захоронением тела священника Тюменцева, которое три десятилетия назад было столь же случайно найдено во время строительства дороги... в нетленном виде. Причем этот, казалось бы, из ряда вон выходящий факт привлек лишь мимолетное внимание самого узкого круга кузнечан, после чего был напрочь забыт до последних лет, когда о том мелькнула вскользь газетная публикация.

Но столь уж «повезло» священнику Хандорину, и — повезло ли? Помнится, наше первое с ним знакомство началось с документа, которое особых симпатий к Хандорину никак не вызывало. Потому что за Хандориным — «хвост» обвинений: он везде — «не ко времени и не к месту». Его сторонятся, его «славе» не завидуют. Его подозревают в неблаговидности. Например, священник Рудичев был просто убежден, что письмо, якобы отправленное «вверхи» от имени Дарьи Луняевой, которая у Рудичева — на ролях наложницы, было составлено никем иным, как Хандориным. Так что же давало повод Рудичеву так думать, и даже более того — писать о своих подозрениях епископу? Быть может, дело в шлейфе, который тянулся за Хандориным, что называется, «от Адама»? Приведем текст документа.

«В производстве моем, — писал крестьянский начальник 2-го участка Кузнецкого уезда 23 марта 1907 г., — находится еще одиннадцать жалоб священника Хандорина, принятых моими предшественниками, из коих часть относится к 1905 году... Все жалобы кляузного и личного характера. Священник Хандорин, вмешиваясь в распоряжения сельских властей и критикуя в самой резкой форме действия крестьянских начальников, вызывает массу переписки и отнимает время для производства бесцельных расследований; на сельских сходах выступает в пререкания, по делам совершенно его не касающимся, и отношением своим к крестьянам вызывает озлобление в их среде, а своими постоянными жалобами восстановляет против себя должностных лиц сельского управления...»1.

Двенадцатая жалоба. — Значит — шлейф был. Зная «дурную манеру» Хандорина писать по инстанциям, что во все времена почиталась за вредную привычку, очень удобно было приписывать его перу все жалобы анонимного и кляузного характера. Именно так поступает Рудичев. С ним Хандорин познакомился в 1907 г., сразу после перемещения из села Гордеевского в Кузнецк, что, кстати, произошло против его воли, по результатам дела «об одиннадцати жалобах». Своего отношения к Луняевой Хандорин не скрывает и пишет открыто, что она — любовница Рудичева. Трудно сказать, был ли он инициатором подложного письма, о котором рассказывалось в главе «Прелюбодей Рудичев», но доносы на Рудичева, как уже было сказано, писались как до приезда Хандорина в Кузнецк, так и после его отъезда. Дело, похоже, было не в нем. Но провинция — коварная провинция! — прямолинейности не прощает. И не потому, что жестока. Просто в игре — «высокие мотивы» каждого из вступающих в «игру интересов», — так до честности ли?

Одиннадцать жалоб, о содержании коих мы можем судить только по письму уездного крестьянского начальника, никакого действия не возымели. Зато возникло своего рода противодействие: Хандорина перемещают в Кузнецк, вторым священником к Спасопреображенскому собору, причем он считает это наказанием, и даже ссылкой.

Хандорин — опасен. Хандорина — боятся. Настолько, что крестьянский начальник просто-напросто «забывает» присовокупить к своему донесению «ввысь» эти одиннадцать жалоб, хотя в донесении идет речь именно о них. Не оттого ли, что крестьянских начальников, как в этом донесении подчеркнуто, Хандорин «критикует в самой резкой форме» — что, собственно, и пугает их более всего? А вдруг в «инстанциях», по прочтении жалоб Хандорина, пристально заинтересуются описанными делами и возьмут его сторону? Именно на это уповает Хандорин, составляя, по прибытии в Кузнецк, очередное письмо:

«Хотя нигде и никогда, — пишет он 30 мая 1908 г., — не вмешивался (я) в распоряжения сельских властей, хотя мне было тяжело переносить несправедливые обвинения, хотя это было для меня более, чем разорительно, однако я не стал упорствовать и через тайгу, горы, реки и болота — сам в качестве ямщика — больной и разбитый нравственно — перевез жену, тоже больную, и трех малолетних детей. Не знаю, очередно ли или безочередно я совершал служение в Кузнецком Соборе, но думаю, что ни настоятель-благочинный, ни прочие члены клира, ни один из прихожан не может сказать, чтобы я был человеком ленивым и лукавым. Прослужил я в г. Кузнецке уже около года. Жить далее не представляется возможным: впал в долги, доходы скудны, квартирных помещений для причта нет, жалованья не положено; между тем растет семья, требуются новые большие расходы, дороже становятся квартиры, хлеб, рыба и другие припасы...»2.

Кузнецк не самое плохое место для житья. Но такое перемещение — чем не наказание, если — без жалованья и квартирных помещений, большая семья, городская дороговизна, «поганое общество» не ценит — ведь за человеком нелестная репутация кляузника и «бунтаря», — тут кто угодно сломается. Но только — не Хандорин. И не оттого ли, собственно, он — такой тщедушный и узкогрудый на фото той поры — называет себя «человеком почти геркулесовского сложения»? Выжить трудно. Да и в «активе» у Хандорина — сочувственное, как будто, отношение к нему благочинного Минераллова, который не может обвинить Хандорина в «лукавости» или лени. Но вот меняется благочинный и имя Хандорина опять — на слуху.

«Я вижу пред собою, — пишет Хандорин, — и. д. благочинного № 14 Рудичева, имеющего у себя наложницей кузнецкую мещанскую девицу Дарью Луняеву, вижу кучу забытых им законных детей... В Кузнецке же видел ужаснейшего из священников Григория Геллертова, того самого, которого судили за неблагоповедение. Его судили, он отбыл наказание и уехал. А я остался здесь в Кузнецке, как прикованный Прометей и снова вижу Рудичева: он душит меня клеветой, называет революционером...»3.

Это он, Рудичев, — прибавляет Хандорин, «издевается над моей бездыханностью», т. е. над невеликой пробивной силой и невозможностью сопротивляться прессу обстоятельств — ведь Хандорину нужно соблюдать крайнюю осторожность и не ввязываться в сомнительные истории вроде «любодейств» Рудичева и пр. Ибо — сказано же в Указе Томской Духовной Консистории от 5 июня 1907 г. за № 7196, что Хандорин «послан сюда (т. е. в Кузнецк, — авт.), в ссылку... за оскорбление крестьянского начальника и за вмешательство в распоряжения сельских властей...»4. Так что попробуй ввязаться в чужие дела, а тем более — в драгоценную для провинциала личную жизнь — получишь «психотронный» удар огромной силы и, главное, не будешь знать — откуда...

Однако зададимся вопросом, — был ли Хандорин тем кляузником, каким его рисуют крестьянские начальники, или, может, борцом за справедливость, бунтарем-одиночкой, — или попросту сторонником благопристойности и целомудрия, если судить по истории с Рудичевым? Не сродни ли только что процитированная жалоба (тринадцатая? четырнадцатая?) на Рудичева, Геллертова, бывших крестьянских начальников, условия кузнецкого быта и пр., — не сродни ли эта жалоба тем 11-ти, что поминались выше? Но изложенные в новой жалобе факты подкрепляются документально. О прелюбодейной связи Рудичева мы узнаем из других дел, не касающихся Хандорина вовсе. О бедности кузнецкого клира мы можем судить по клировым ведомостям, где за фамилией каждого священника, псаломщика или диакона ежегодно и весьма педантично проставлялась сумма причитающегося каждому жалованья. «Что же касается Геллертова — «этого ужаснейшего из священников — того самого, которого судили за неблагоповедение» — то его история нам известна в деталях благодаря случайно найденной в томском архиве папке. Об этом — чуть ниже, пока же отошлем читателя к документу, — клировой ведомости за 1914 г. — из коего следует, что Григорий Николаевич Геллертов, 42-х лет, действительно запрещался в священнослужении, низводился на псаломщическое место, подвергался денежному штрафу, а в 1914 г. даже приговаривался Барнаульским Окружным Судом к тюремному заключению на 5 месяцев и 10 дней, каковое на момент составления клировой ведомости и отбывал5.

Но если все, сообщенное Хандориным в новой жалобе — чистая правда, то стоит ли сомневаться в правдивости других, более Ранних, 11-ти жалоб, тексты которых нам, увы, неизвестны? Тогда дело не в ложности жалоб, а в «неудобности» и угловатости Хандорина, который прямых выгод не ищет — ибо какая же выгода в «голодном» пайке? — и постоянно рискует карьерой, не засиживаясь подолгу на одном месте. Подобный тип людей нам уже встречался — вспомним конторщика Окулова, опубликовавшего в «Сибирской Правде» злую заметку про Виссариона Минераллова: все, что было написано Окуловым о курении в соборе, т. е. главное содержание заметки, сомнений не вызывает, в том признается даже Минераллов. Но в провинции ничтожный повод порой разрастается до «вселенских» масштабов — «злое общество», молва людская выхолащивает суть конфликта, цепляется к малозначащим деталям и, в конце концов, объявляет черное белым. И вот уже Окулов — «клеветник», равно и Хандорин, которому только и остается сетовать на «несправедливые обвинения»...

Рассказ бабы Клаши. Детали психологического портрета Д. Хандорина отчасти подтверждаются рассказом его родственников. Главный хранитель Новокузнецкого городского краеведческого музея Людмила Александровна Хандорина — дальняя родственница отца Дмитрия по мужу. — Она-то и сообщила, что в Томске, близ Петропавловской церкви, живет и здравствует племянница Дмитрия Феодотовича — 86-летняя Клавдия Викторовна. Вот что она рассказала6.

Отец Дмитрия Хандорина, Феодот Никифорович, в середине прошлого века писался крестьянином (по некоторым архивным документам — мещанином) Тобольской губернии Ялуторовского уезда Соломатовской волости деревни Хандориной, а занимался ремеслом — выделывал овчины и шил шубы. В 1902 г. одному из сыновей его, Дмитрию, удалось окончить курс Томской духовной семинарии по второму разряду и удачно жениться на Евфалии Васильевне, дочери благочинного (?) В. Мамина, проживавшего в барнаульском округе Томской губернии. Отец Клавдии Викторовны приходился старшим братом о. Дмитрию, какое-то время работал дьяконом в Томске, был арестован и расстрелян в 1937 г.

Семьи братьев дружили.

- Я с дядей Митей в дружбе жила до самой смерти. Приду к нему и говорю: «Ой, дядя Митя, как я редко к Вам прихожу», — рассказывает Клавдия Викторовна, — а он отвечает: «Редко, да чаще, чем другие».

О кузнецких днях Д. Хандорина Клавдия Викторовна мало что помнит. Зато знает точно, что из Кузнецка о. Дмитрий невдолге перебирается в село Жуланиха (?) Барнаульского округа, поближе к тестю — благочинному Василию Мамину, но и тут долго не задерживается.

 — Василий Мамин — такой могучий, высокий. Табакур был несусветный. Дядя Митя боялся за ребят своих, чтоб не научил курить их.., — продолжает Клавдия Викторовна.

Интересуемся: почему «дядя Митрий» уехал из Жуланихи?

 — Не знаю... Где дядя Митя был — там везде неприятность выходила, потому что он обязательно все вскроет... Мама моя, бывало, говорила: «Да будет тебе, Митя, сутяжничать...». Они так спорили... Дядя Митя свою точку зрения всегда отстаивал и его за убеждения уважали...

В империалистическую войну, в году 14-м или 15-м, семья о. Дмитрия переезжает из Жуланихи в Томск. Вот детские впечатления бабы Клавы: привезли из села разной утвари деревенской, холстов синих полосатых, лошадей чистокровных... Детей — Колю, Мишу и Симу — определили учиться в Томское духовное. Но найти работу при церкви о. Дмитрию с тех пор так и не удавалось — очень мешала ему репутация человека неуживчивого.

- В воскресенье во всех церквах к обедне звонят, а дядя Митя на ипподром едет... В синей красивой рясе, с пышными волосами — и управляет лошадьми! Архиерей за это ему замечание сделал... А дядя Митя доказывал свою правоту: мол, не пью я, табак не курю, — чем-то ведь должен для души заниматься...

К воспоминаниям бабы Клаши той поры добавилась странная архивная находка. На одном из дел Томского архива в качестве обложки выступало... прошение «заведующего церковно-утварным складом» Дмитрия Хандорина, датированное 20 декабря 1915 г. Частью этого прошения был обклеен торец дела № 337, числящегося по описи № 1 фонда № 125. Очевидно, материалы фонда Томской Духовной Консистории в Томском архиве некогда списывались и использовались для «хозяйственных» нужд, как-то: подклейки и обновления обложек и др. Так нам и не удалось, выходит, узнать содержание очередного «взрыва» борьбы за справедливость о. Дмитрия Хандорина...

После революции.Поскольку по приезде в Томск места священника для «неудобного» Хандорина не нашлось, он поступил учиться на бухгалтера. Приехал тогда в Томск некий Углянский, у него-то Хандорин и окончил в 1917 г. с отличием 6-месячные бухгалтерские курсы, после чего устроился бухгалтером же в церковно-утварный магазин и получил от этого магазина квартиру. После революции он переходит на службу счетоводом в земскую управу...

«Везло» Хандорину и на ссылки. В Кузнецк, как мы помним, он был сослан епископом Макарием «А-а-а, Макарий! — пренебрежительно пожимает плечами и Клавдия Викторовна, — монархист который. Это он дал согласие в 1905-м году стрелять здесь у нас, когда был пожар в управлении томской дороги и столько людей сгорели!» А в первой половине 30-х Дмитрия Хандорина, как бывшего священника, ссылают на Соловки, потом — в Соликамск Пермской области. Там, в лагерях, он постепенно стал терять зрение и ослеп. Срочно требовалась операция в Ленинграде, в клинике доктора Гааза, но помочь было некому. Евфалия Васильевна всюду следовала за мужем, но где-то в дороге заразилась тифом и умерла.

В 35-м или 36-м году Д. Хандорин возвратился из ссылки в Томск и проживал на иждивении своего младшего сына — Сергея. Совсем слепой, Дмитрий Феодотович сам зарабатывает себе на кусок хлеба, преподавая на бухгалтерских курсах.

- Ему сначала мешали, — объясняет баба Клаша. — Была тут такая птичья порода: один Гусев, а другой Щеглов, они не разрешали. Так дядя Митя жалобу написал. Я как-то подхожу к дому, а на воротах висит объявление, что у Д. Хандорина «на право обучения счетоводству имеется разрешение центральной власти». Добился-таки правды...

Год 1937-й Хандорина «миновал». «Его, наверное, не забрали, потому что слепой был, — считает Клавдия Викторовна. Но — дети о. Дмитрия, — Коля и Миша, — были арестованы. Мишу расстреляли, а Коля погиб в лагере. Сын Сима через какое-то время ослеп и нашел свою смерть под колесами автомобиля».

О дочери Хандорина баба Клава рассказала настоящую полудетективную историю:

«Приезжала сюда дочь Дмитрия — Надя (она в Москве жила). Надя-то вышла фиктивно замуж за двоюродного брата, чтобы фамилию другую иметь. Тети Фалина сестра была замужем за Гербышевым. А Гербышевы, — это были два брата, типографские рабочие, и они активное участие принимали в революционном движении. Николай Иванович остался работать после революции в Кремле и оттуда вызвал Иван Ивановича.

Надя кончала в Томске курсы ликбеза, но устроиться на работу не могла («поповна»! — авт.) И тетя Фаля написала в Москву Гербышевым: помогите устроиться Наде. А ей отвечают: с этой фамилией мы не можем Надю принять. Поэтому она взяла себе фамилию папиной сестры — Петровой. И Надя была с двоюродным братом зарегистрирована. Надя умерла в 1972 г. Я ее хоронила и жила у нее месяц перед смертью. Рак печени у нее был — свинцовое отравление... Работала она в типографии...»

Как она узнала о смерти отца?

«Я получила справку о папе — он был арестован в 1037 г... В 1939 г. маме моей передали устно, что папа умер в дальних лагерях. А в 1958 г. папа был посмертно реабилитирован. Я получила за него пособие — он швейцаром на телеграфе работал, уже старичок был...

Пришел ко мне Мишин внучок — ему в Кемерове оторвало руку, по-моему, правую. Он шел по заводу (кончил Томский политехнический институт и в Кемерово был направлен), а кто-то харкнул на пол, а он на этом харчке поскользнулся и рука у него на конвейер попала — и оторвало руку...

Этот Мишин внучок пришел и говорит: «Давайте еще раз подадим, чтобы нас известили о смерти». Нам прислали извещение, что папа 23 августа 1937 г. был арестован, а 26 сентября расстрелян.

А меня из школы медицинской исключили. Я на второй курс перешла. У меня были оценки такие хорошие, что меня вызвали на педсовет, держала ко мне речь преподавательница русского языка, — сказала, что они имеют негласное указание отличников учебы командировать в мединститут. Пожала мне руку, а через десять дней папу-то арестовали и мне пришлось сказать на собрании, что он арестован и через два дня меня исключили из школы. Я столько пережила, что ой-ой-ой...».

Судьба этой семьи — как бы заклятье:

«У меня умер сын и внучек в один год, — продолжает рассказ баба Клаша. — 7 августа утонул Женя... баловались на лодке, катались, гуляли и опрокинули лодку, и Женя захлебнулся... Лодка поднимает четыре человека, а их насело семь... И стали качаться — опрокинулись. Около берега, небольшое расстояние — и Женя утонул. Через три дня его выбросило — он около синего утеса утонул, а около Дома Партпроса его вынесло. Его хоронили...

Виктор, сын мой, никак не мог этого переносить, он сам искал себе смерти. И вот он дома сказал, что поедет по тем местам, где с Женей ездили на лодке рыбачить. Пришли на лодочную... А там стоял баллон с газом, неправильно установленный. И они отравились газом. Газ воспламенился — вспыхнул, они и сгорели. Витю нам выдали хоронить обгоревшего в закрытом гробе...».

Заклятье. ...А в 1960 г., в возрасте 79 лет, скончался о. Дмитрий. О бедном, всеми забытом слепом священнике наконец-то вспомнили, как уже сказано — Новосибирская епархия прислала на похороны деньги.

Его прах покоится на кладбище у станции Томск-2. У скромной могилки вдруг подумалось: всю свою жизнь — как до, так и после революции — о. Дмитрий со «своей» правдой и страстью к справедливости оказывался, по сути, «лишним» и «ненужным». Насколько типична его судьба для нашей глубинки и не пришло ли время замолвить доброе слово о преданных забвению и отверженных пастырях-изгоях — с их горестями и чистотою помыслов? Такие ли уж они «лишние» и «ненужные» для нас, потомков?

Впрочем, беседа с племянницей о. Дмитрия навела на мысль о силе рока, довлеющего над иными семьями. Судьба слепого священника была сурова, да и его потомков — тоже...

 

II. Беспокойный пастырь

«Неудобные» всегда задавали окружающим загадку. Молва, как правило, приписывала их поступкам сугубо личностные, низменные мотивы — вспомним Хандорина, писания коего крестьянский начальник аттестует не иначе, как кляузными, и — с личностной подоплекой. Иначе, наверное, и быть не могло. Ведь в провинции доверительность или, напротив, «натянутость» отношений между должностными чиновными и прочими лицами — едва ли не единственное мерило, объясняющее их поступки. «Неудобные» же, вроде Хандорина, не поддавались тривиальной психологической расшифровке и потому таили в себе зерно непредсказуемости. Оттого и считались наиболее опасными, и, как правило, опороченные в ходе какого-нибудь очередного следствия несли до конца дней клеймо «изобличающих» их слухов.

В провинции молва — великая сила. Иногда «неудобный», уже познав на собственном опыте не только абсурдность, но и всю горечь и жестокость «общественного порицания» и незаслуженного неприятия, встречаясь с таким же, как и он, «изгоем», вставал на сторону гонителей и молвы, одурманенный ею. «Неудобные» становились неудобными друг для друга. В начале этого очерка поминалось, что о. Хандорин, изобличая в неблаговидных поступках кузнецкий клир, замолвил-таки «словцо» за «ужаснейшего из священников» Григория Геллертова. «Того самого, — добавляет Хандорин, — которого судили за неблагоповедение...». Примечательно, что и Геллертов тоже постоянный участник консисторских битв, и точно так же, как Хандорин, выступал в них пострадавшей стороной, никак не признающей своей вины. Парадоксальное сходство позиций, скорее всего, происходило оттого, что «неудобность» обоих естественно порождалась одинаковостью условий, в которые оба, — но по разным причинам, — попадали просто по сходности психологических портретов...

«Ужаснейший из священников».Впрочем, весьма неприязненный настрой о. Хандорина к священникам Рудичеву и Геллертову, возможно, обусловливался холодным к ним отношением о. Виссариона Минераллова (о связи Хандорина и Минераллова мы говорили выше). Минераллов — не только «патрон» Хандорина, но и давнишний противник Рудичева, подсиживающий его на должности благочинного. Как стало известно из других документов, Минераллов — весьма нелестного мнения о Геллертове; так мог ли его последователь Хандорин придерживаться иной точки зрения? Так, в рапорте благочинного В. Минераллова Архиепископу Макарию от 19 августа 1906 г. мы читаем, что в его благочинии «личные взаимные отношения духовенства между собою нормально-мирные», но таковая благостность никак не касается прихода о. Григория Геллертова:

«Впрочем, — писал Минераллов епископу, — при посещении Усятского прихода замечено несколько обратное и нежелательное отношение местного священника Григория Геллертова к своему церковнику — псаломщику Константину Вознесенскому, несмотря на то, что Вознесенский напряженно подчиняется пристрастным требованиям своего настоятеля. Этому молодому человеку, — добавлял при этом благочинный, — физически и нравственно еще не окрепшему, служебная обстановка становится непосильно тяжелой вследствие испытываемого им служебного гнета. Для пользы службы было бы желательно церковника Вознесенского в целях пресечения дальнейших со священником недоразумений переместить на праздное псаломщическое место к Петропавловской церкви села Терентиевского благочиния № 14»7.

Интересно, что негативное отношение благочинного к Геллертову предшествовало понижению последнего в сане и переведению из священников на псаломщическое место в Градокузнецкий Преображенский собор, — точно так же, как незавидная аттестация Хандорина, данная ему крестьянским начальником, окончилась «ссылкой» в тот же Кузнецк, и именно в собор, где обоим «кляузникам» довелось служить вместе в 1909 г., до переведения Геллертова в село Афонинское.

Всего через полгода в Афонинском — скандал. Причем Геллертов — в его эпицентре, что так напоминает внезапное вмешательство Хандорина по приезде в Кузнецк, на новое место, в «любодейное» дело Рудичева. Казалось бы, «сослали» — так уж веди себя «тихо». Но урок не впрок... О подробностях «афонинского дела» узнаем из заявления Ильинской волости деревни Черкасовой крестьянина Андрея Михайловича Усова, направленного приставу 2-го стана Кузнецкого уезда 10 марта 1910 г.:

«Имею честь заявить Вам, — писал Усов, — что я был на масленице в прощенный день за случаем своей надобности в селе Афонинском у отца Григория Геллертова в доме. И в это время был торгующий Николай Иванович Тузовский, проживает в деревне Черкасовой, и приходит в это время о. Андрей Смирнов села Афонинского. И вели между собой разговор относительно насчет японской мобилизации. Отец Андрей обвинял нашего ГОСУДАРЯ, и выражал, что наш ГОСУДАРЬ дурак и его надо давно убить, дураки наши студенты, что глядят на него. В том и заявляю Его Благородию... »8.

Итак, «Афонинское дело» происходит в доме Геллертова. Вспомним: дело Хандорина касалось крестьянских начальников и уже только потому имело политический окрас. А в «Афонинском» деле речь об оскорблении императора. Так что «враги» — Хандорин и Геллертов — волею случая, оказываются обвиненными в «политическом» проступке, только разной степени серьезности.

Далее события развивались так. 2 августа 1910 г. полицейский урядник второго стана Кузнецкого уезда допросил крестьян Тузовского и Усова, которые показали, что в присутствии Геллертова отец Андрей Смирнов называл императора подлецом и «тому подобными» словами. Во время столь нелестных высказываний в адрес государя Тузовский находился около Смирнова, а Усов — «в передней, но дверь была отперта и он все слыхал и разговаривал со священниками...»9. Смирнов, однако же, все отрицал начисто. «Я нигде и ничего худого-оскорбительного для имени ГОСУДАРЯ не говорил нигде, а равно и в доме священника Геллертова, в доме последнего я бывал часто», — писал Смирнов, прибавляя, что в упомянутый Усовым и Тузовским день вообще у Геллертова не был, поскольку тот был в отлучке по своей надобности, отчего отказывался даже от церковных треб и служб и они вместо Геллертова исполнялись в ту злосчастную неделю Смирновым10. Неделю же спустя, 22 августа 1910 г., Смирнов припомнил на следствии еще несколько примечательных подробностей и сделал следующее заявление:

«Повторяю..., — писал Смирнов, — у о. Геллертова я быть не мог, следовательно, ничего не говорил, а тем более чего-нибудь оскорбительного для имени Его Императорского Высочества; этот возмутительный донос сделан, как я догадался, по инициативе о. Геллертова, у которого официальной подставкой доносчик Андрей Усов, как я слышал, живет в работниках, сам же я его не знаю, никогда не видал; не менее замечательно и то обстоятельство, что свидетелем против меня выставлен крестьянин Николай Иванович Тузовский, служащий в лавке у о. Геллертова приказчиком. Лица эти, не исключая и самого о. Геллертова, не пользуются репутацией честных, преданных людей, они судились за разные преступления, и не раз. Последний обвиняется даже в краже церкви...»11.

Кража. Итак, Геллертов до «афонинского дела» обвинялся в краже церкви. Очевидно — Градокузнецкой Соборной, откуда Геллертов перевелся за полгода до «государева» дела. Не исключено, что под «кражей церкви» Смирнов разумел таинственное исчезновение из соборной сторожки шапки о. Дмитрия Хандорина, о чем мы узнаем из слов кузнецкого лекарского отставного ученика Якова Александровича Линева, зафиксированных в архивных разбирательствах12. Но если подозрение в таковой краже могло падать на Геллертова — то не становится ли ясным сугубо отрицательное отношение к нему о. Хандорина, хотя вина Геллертова на момент 1910 г. еще доказана не была? Как бы то ни было, Геллертова, несмотря на недоказанность вины, уже привыкли считать неблагонадежным, а показания по факту кражи поручили взять у Геллертова... священнику Смирнову. Но между Геллертовым и Смирновым — «контры», вскрытые новым консисторским разбирательством. До истины ли, когда перед тобой — твой личный враг, да еще в качестве подозреваемого? Вслушаемся, с какой нескрываемой злобой пишет Смирнов о Геллертове:

«Если уж священник Геллертов и его компания, — продолжает Смирнов, — такие патриоты, то почему же они не донесли своевременно, а сделали это спустя 2,5 — 3 месяца, т. е. после того, когда первому стало известно, что до следствия над ним, которое в настоящее время производится (окончилось 12 мая), было сделано мной, на основании указа Консистории, негласное дознание и некоторые его деяния — далеко не все, начинают обнаруживаться. И так настоятель прихода, т. е. я, за неукрывательство своего сослуживца навлек на себя неправедный гнев последнего, который старается во что бы то ни стало и какими бы то ни было средствами повредить мне, впрочем, делает эту подлость в маске, прячась за спиной двух негодяев, которые, как люди «видавшие виды», как люди, не имеющие даже «намека» на совесть и при том служащие у священника Геллертова, конечно, всегда и во всяком случае к услугам своего рясофорного патрона. Как видите, г. пристав, — заключает Смирнов, — дело объясняется весьма просто...»13.

Сам Геллертов не давал «ходу» столь сенсационной подробности из жизни о. Андрея Смирнова, очевидно, дожидаясь, пока закончится следствие, — негласное! — над ним самим, скорее всего, по факту упомянутой выше кражи. Андрей Смирнов аккуратно доносил о всех выявленных им подозрительных фактах биографии Геллертова в Консисторию. Но, пока дело над Геллертовым не прикрыли, выступать с обвинениями против Смирнова ему было «не резон»: могли подумать, что Геллертов мстит и попросту желает скомпрометировать в отместку за стукачество или, как говорит Смирнов, за «неукрывательство». Заметим к тому же, что Геллертов в своих бумагах на имя епархиальных властей — предельно вежлив и корректен, не в пример Андрею Смирнову, который в запале то и дело раздает нелестные эпитеты, называя Геллертова «рясофорным патроном», а Усова и вузовского — подлецами. При таком темпераменте Смирнова могло ли быть удивительным, что он и императора назвал-таки подлецом и дураком, на чем Геллертов и настаивал?

Дело, впрочем, ничем не кончилось и было замято. В томском архиве, однако же, попалось нам еще одно дело, как бы дополняющее предыдущее и относящееся к тому же 1910 г. В этом деле уже нет мотивов «высокого порядка», вроде обвинений в «оскорблении величия» и т. п., но касается оно тех же действующих лиц, а потому правомерно рассматривается нами в фокусе уже знакомых нам фактов.

Страсти в Бурлыковке. Итак, в приговоре Афонинского приходского схода от 28 июля 1910 г. мы с удивлением читаем, что священник Афонинской церкви о. Андрей Смирнов «...действительно расстроил наш приход» и «частовременно отказывается от исповеди больных и венчаний свадеб, благодаря чего выходят между прихожанами неприятности». Поэтому прихожане уполномочили особым своим приговором церковного старосту Гурьяна Романовича Филатьева войти с особым прошением пред епархиальным начальством «о проверке действий нашего священника Смирнова и ходатайствовать о назначении вместо упомянутого священника другое лицо по усмотрению начальства. Можно к этому присовокупить, — писали прихожане, — что священник Смирнов никогда нам ничего хорошего и полезного для нашей души о Боге не внушает, а лишь только заботится о своем хозяйстве и как бы заработать более денег, в том и подписуемся...»14.

Против Смирнова было возбуждено дело и проведено формальное следствие по факту описанных в приговоре проступков «против должности». Именно в этот период Геллертов выступил против Смирнова с делом об оскорблении государя — момент, как видим, был выбран не случайно. Между тем, жители близлежащих селений, прикрепленных к приходу Афонинской церкви, о. Андреем Смирновым были очень недовольны. Крестьяне деревни Бурлыковой, к слову сказать, за ремонт этой церкви вообще отказывались платить, ибо в их деревне Смирнов от напутствования браков и больных отказывался. Все это допрошенные показали под присягой и подтвердили, что Смирнов уклонялся от исполнения пастырских своих обязанностей, направляя их... к Геллертову. Сам Смирнов это объяснял так: по взаимной договоренности с Геллертовым, последний обязан был проводить службы еще и в церкви села Сергиевского, тоже приписанной к Афонинскому приходу. А так как деревня Бурлыкова находилась ближе к селу Сергиевскому, чем к Афонинскому, то, стало быть, венчать и отпевать там должен не он, а Геллертов, хотя по документам Консистории все выглядело как раз наоборот и крестьянам злосчастной Бурлыковки, несмотря на близость Сергиевской церкви, предписано было ходить за несколько верст до церкви Афонинской15.

Страсти накалялись, и, несмотря на то, что дело об оскорблении государя замяли, отец Андрей все-таки уйти or ответного удара не смог и Консистория сделала ему замечание, обвинив в неисправности «по исполнению пастырских обязанностей»16. Противостояние Геллертова и Смирнова на этом, однако, не закончилось, ибо в архивах мы натолкнулись на следы еще нескольких разбирательств точно такого же порядка. Как уже было сказано, дело дошло до ареста Геллертова на 5 месяцев и 10 дней в 1914г., не говоря уже о штрафах, понижении в должности и т. п.

Итак, — мы имели еще один случай убедиться в правильности изложенной в предыдущих главах схемы: «битвы иереев» затягивались надолго, для начала каждой новой «атаки» тщательно подыскивались мотивы и удобный для нападения момент. Поводы могли быть самыми различными, — от нечаянно оброненного в пылу спора слова до уголовного поступка, вроде кражи шапки в соборной сторожке.

Впрочем, поводы именно как раз в ходе поединка, как ни странно, мало кого волнуют. Главное — не злосчастный повод, долг службы или нарочито подчеркнутое правдолюбие, а сжигающие враждебные стороны «обоюдо-взаимные» чувства — ненависть, жажда мести, желание указать кому-нибудь на «свое» место. Священники Геллертов или Хандорин — из самых упрямых и горячих. В своей игре они используют самые хлесткие обвинения, замахиваясь даже на мотивы с политической окраской. Какими безобидными кажутся дела по обвинению Виссариона Минераллова в курении или Николая Рудичева в прелюбодействе по сравнению с заявлениями Хандорина с критикой крестьянских начальников или делом об оскорблении особы императора, начатом с подачи Геллертова... Есть в них и та еще особенность, что они выходят за рамки консисторских или епархиальных компетенций, поэтому следствие над Хандориным и Геллертовым вели не только церковные, но и гражданские власти. Какому же епископу это может понравиться?

Опасные связи. Напомним, что действие происходит в начале века, когда политические обвинения считаются самыми опасными. Ставка на такого рода «козыри» считалась тогда наиболее действенной и не так уж редко применялась в личных противоборствах. Опыт Хандорина и Геллертова — далеко не исключение. Вот хотя бы дело псаломщика села Брюханова Кузнецкого уезда Дмитрия Лысова за 1907 г. — оно первое пришло на ум в череде иллюстрации, как легко в ту пору можно было получить ярлык «политически опасного» и «неблагонадежного». Так, в специальном сообщении, адресованном в Консисторию, находим Следующие строки:

«Псаломщик с. Брюхановского Дмитрий Лысов безусловно вредного в политическом отношении направления. Лысов совершенно открыто порицает действия высшего правительства; везде, где только бывает, постоянно ведет разговор о политике и, не стесняясь, высказывает неудовольствие, в особенности по отношению гг. министров. Лысов находится в тесной дружбе с бывшим семинаристом Розановым, человеком, не имеющим определенных занятий, и с крестьянином Федором Решетниковым, у которых он часто бывает. Решетников в двадцатых числах ноября месяца 1906 г. был в г. Томске, откуда, по слухам, привез прокламации...»17.

Перед нами — типичный донос, мало подкрепленный фактами, но изобилующий всякого рода инсинуациями. Так, по одному только подозрению в неблагонадежности дом Лысова обыскали, но ничего преступного не нашли. Повода для возбуждения какой-либо особенной переписки с инстанциями не было, тем более — для возбуждения следственного дела. Но несмотря ни на что, Лысов аттестуется в документе «как человек крайне опасный в политическом отношении»18.

«Политическая история» — по малейшему поводу, и даже без оного, если судить по «делу Лысова», вкрадывается в обиход провинциальных распрь. Для того, чтобы повесить на псаломщика ярлык «ненадежного», потребовался лишь донос — и только. Так чего бы дивиться, что в «поединках иереев» уж нового века, но, как и прежде, раздуваемых по сугубо личностным обстоятельствам, наиболее ходки среди прочих обвинения именно политического свойства...

Донос на Лысова отсылает нас также и к загадочному перемещению Хандорина из сельской глубинки в уездный центр, которое он называет почему-то ссылкой. В случае с Лысовым неизвестного информатора более заботило то, что Лысов, цитируем, «как церковнослужитель, имеет близкое соприкосновение с крестьянами». Стало быть, этого опасались более всего, и Хандорину, выступавшему на сходках с критикой крестьянских начальников, не могла быть уготована иная участь: подальше от крестьян, в город, где поблизости — и управа, и полицейское управление. Стало быть, рассудив трезвым умом, Хандорин понял, что в Кузнецке он — не столь ссыльный, сколь «поднадзорный».

Сейчас же приведем в этой главе еще одно дело, как будто мало к предыдущим относящееся. Это очередной мини-поединок иереев... на почве культуры.

Мини-поединок. Кузнецк, как издавна было известно по документам, несмотря па свое «глубинное» местоположение, — довольно «читающий» город. Порука тому — прекрасная по тем временам библиотека уездного училища. Новые времена втягивают в орбиту читающей публики все более широкие круги. Конечно же, в первую очередь выписывают газеты и журналы священники, учителя и немногие чиновники. С доставкой почты случались казусы и вот отражение одного из них.

Из рапорта начальника кузнецкой телеграфной конторы от 11 октября 1902 г. епископу Томскому и Барнаульскому Макарию узнаем, что диакон Одигитриевской церкви Никандр Александрович Лукин заявил в редакцию журнала «Родина» о недополучении №№ 1-9 и 12 и 13 номеров названного журнала. Выяснена причина: журналы с приложениями ошибочно отослали и село Мартыновское священнику Владимиру Лукину. Начальник кузнецкой почтово-телеграфной конторы «неоднократно обращался с письмами к отцу Владимиру, но ответа от него получить не удостаивался и в конце концов вынужден был от 2 Августа за № 687 официально просить Его Благословение о возвращении ошибочно засланных и не принадлежащих ему №№ журнала». Но дело затягивается: о. Владимир Лукин «при бумаге от 20 августа за № 78 препроводил... 9 №№ журнала и книжку № 2», задержав остальные, хотя из редакции они были высланы все вместе. В связи с чем начальник почтового отделения вынужден обратиться аж к епископу Макарию, ища управы: «Почтительнейше докладывая о неблаговидном поступке — присвоении чужой собственности — отца Владимира Лукина, всенижайше прошу Ваше Преосвященство о взыскании с отца Владимира Лукина в пользу о. диакона Лукина подписной суммы денег или о высылке присвоенных им себе №№ журнала «Родина» со всеми приложениями...»19.

«Битва за культуру», олицетворенную журналами с приложением, принимает уж вовсе малопристойные формы. Священник Владимир Лукин отправляет диакону Никандру Лукину сердитое письмо от 5 сентября 1902 г.: «О. Диакон! Получил я вчера Ваше письмо с угрозой и крайне недоумеваю: что сие значит?.. Ваших номеров газеты мне совершенно не нужно, так как я сам выписываю ее же, а к тому же имею два чтения и другие газеты и журналы; потому прошу Вас, о. диакон, меня оставить в покое от своих угроз, а искать утраченное... А угрозы Ваши вкупе с начальником, конторы, по моему адресу расточаемые, не рекомендуют Вас, да и для меня они не страшны как человека, поступившего вполне справедливо...»20.

Итак — два церковнослужителя. Выписывают газеты и журналы. Но, выясняя отношения, по причине почтовой ошибки, прибегают к знакомому по старинке языку угроз, высказанных как бы подспудно, подобно еще едва слышным раскатам грома приближающейся грозы. Кто знает, не попадутся ли вдруг документы, свидетельствующие о вспыхнувшей распре с донесениями «ввысь» о неблаговидных поступках друг друга. Послужила же украденная шапка, которую отнесли в пассив о. Геллертова, детонатором «политического дела»...

Провинция стойка в своих нравах, традициях, стиле взаимоотношений. Ссоры разгораются, как и прежде, на почве малейшего ущемления первейшего, самоценнейшего в провинции личного Я. Ущемление ЛИЧНОСТИ — тягчайший проступок там, где ЛИЧНОСТЬ — все. Ущемление может быть самым разным — от появления в доме в неурочное время ряженых до недополученных нескольких номеров любимого журнала.

Что же меняется? Форма проявления «распри». Если пятидесятью годами раньше мог последовать уличный «мордобой» между уездным учителем Поповым и смотрителем училища Ананьиным, спровоцированный глубоко таящимся мотивом «оскорбления личности» по поводу, вовсе не связанным с учиненной дракой, то спустя полвека, по весьма удаленным от повода причинам возникают рапорты к епископу и доносы уже открыто политического свойства. Провинция неизменима по сути, но гибка в переимчивости новых методов сведения счетов.

«Лишние люди» — название условное. Скорее, — «непохожие» люди. Люди, в чем-то не подчинявшиеся негласным правилам провинции и получавшие рикошеты с самой неожиданной стороны. Трудно сказать, что более всего возмущало в Хандорине его сограждан: одиннадцать его донесений или то, что позволял себе «в синей рясе, с пышными волосами» править выездом, что вроде бы никак не приличествует священнику. И не приходилось ли Консистории специально заниматься делом о. Минераллова, да же отстранив его от должности на время разбирательства, только оттого, что кому-то из более консервативных кузнечан показалось слишком «вольным» его поведение: курит, играет на биллиарде, крестом «играет, как брелоком...».

Провинция не жестока. Она — традиционна. И не прощает резкого нарушения установленных норм поведения. Постепенно врастая в новые формы бытия, она сама же потом и подсмеивается над «былыми причудами обывателей». Но внезапным нарушителям устоявшихся порядков — до этой поры еще бы и дожить!..

 

ИСТОЧНИКИ

1. ГАТО, ф. 170, оп. 7. д. 235. л. 6.

2. Там же, л. 16.

3. ГАТО, ф. 170, oп. 2, д. 3254, л. 44.

4. Там же.

5. ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 4295, л. 86 — 87.

6. Запись беседы с К. В. Хандориной: НГКМ, Личный фонд В. Тогулева, связка 9, лл. 1 — 13.

7. ГАТО, ф. 170, оп. 2, д. 3337, л. 88 — 89.

8. ГАТО, ф. 170, оп. 2, д. 3549, л. 6.

9. Там же, л. 7 — 8.

10. Там же, л. 9.

11. Там же, л. 10.

12 ГАТО, ф. 170, оп. 2, д. 3446, л. 24.

13. ГАТО, ф. 170, оп. 2, д. 3549, л. 10.

14. ГАТО, ф. 170. оп. 2, д. 3618, л. 12.

15. Там же, л. 37 — 38.

16. Там же, л. 42 — 43.

17. ГАТО, ф. 170, оп. 2, д. 3337, л. 2.

18. Там же.

19. ГАТО, ф. 170, оп. 2, д. 3197, л. 3, 9.

20. Там же, л. 7.

<<Назад  Далее>>

 [ Введение ] [ Глава I ] [ Глава II ]  [ Глава III ] [ Глава IV ] ] [ Глава V ] [ Глава VI ]

[ Глава VII ] [ Глава VIII ]  [ Глава IX ] [ Глава X ] ] [ Глава XI ] [ Глава XII ] [ Глава XIII ]

[ Глава XIV ]  [ Глава XV ] [ Глава XVI ] [ Послесловие ] [ Приложения ]

Ждем Ваших отзывов.

По оформлению и функционированию сайта

Найти: на

 

 

© 1990- 2004. М. Кушникова.

© 1992- 2004. В. Тогулев.

Все права на материалы данного сайта принадлежат авторам. При перепечатке ссылка на авторов обязательна.

Web-master: Брагин А.В.

Хостинг от uCoz