Домой ]

Кузнецкие дни Ф.Достоевского ] [ Черный человек сочинителя Достоевского ]

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов ]

Кузнецкий венец Ф.Достоевского ]

М. Кушникова В. Тогулев

Загадки провинции: «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. В. ШЕМЕЛЕВ

ССЫЛКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В СИБИРЬ И ЕГО ПОЕЗДКА В КУЗНЕЦК

  

Федор Михайлович Достоевский (11 ноября 1821 г. — 9 февраля 1881 г.) один из величайших русских и мировых писателей. Выходец из полудворянской, полупоповской среды, сын штабного лекаря московской «больницы для бедных», он вырос в семье небольшого достатка и с молодых лет узнал цену денег, добываемых тяжелым трудом. Окончив Петербургское Военно-Инженерное училище в 1843 году, он поступает на службу в чертежную инженерного ведомства, вскоре затем бросает службу и отдается литературе. Но его литературная работа надолго была прервана арестом и ссылкой в Сибирь по делу кружка петрашевцев. М. В. Буташевич-Петрашевский (1821 — 1866), вокруг которого группировался этот кружок, был сторонником утопического социализма Фурье и республиканского федеративного строя. Безбожие и социализм уживались у членов кружка с идеалистическим пониманием законов общественного развития. Вообще же взгляды членов кружка были довольно неопределенны. Массовой революционной работы они не вели, но они были против самодержавия, против господствовавшего тогда крепостного права. Собрания и дискуссии этого кружка вызывали интерес среди передовой петербургской интеллигенции. Жандармы также заинтересовались деятельностью петрашевцев, особенно в связи с чтением и распространением известного письма Белинского к Гоголю, направленного против крепостнического мракобесия и поповщины. 23 апреля (5 мая) 1849 года Достоевский вместе с Петрашевским и другими участниками кружка были арестованы.

После 8-месячного тюремного заключения в Алексеевской равелине Петропавловской крепости они были приговорены к расстрелу — «за участие в преступных замыслах, распространение письма литератора Белинского, полного дерзких выражений против православной церкви и верховной власти и за покушение, вместе с прочими, к распространению сочинений против правительства посредством домашней типографии. Преступление было не так уж велико, и правительство не предполагало приводить смертную казнь в исполнение. Тем не менее обряд смертной казни был инсценирован публично: осужденных взвели на эшафот, проделали обряд лишения дворянства (преломление шпаги), переодели в саваны, караул взял ружья на прицел... И только тогда была объявлена «царская милость» о замене смертной казни 4-летней каторгой. Переживаниям перед лицом неминуемой, казалось, смерти, Достоевский посвятил впоследствии гениальные страницы в своем романе «Идиот», а также и в «Дневнике писателя» (1873).

Каторгу Достоевский отбывал в Омской каторжной тюрьме среди уголовных арестантов (1850 — 54). Затем был сослан на военную службу в Семипалатинский линейный батальон. И сама инсценировка смертной казни и затем долгие годы наблюдения человеческих страданий и издевательств начальства над «униженными и оскорбленными» людьми на каторге и на военной службе, с обычной тогда системой дикого произвола и жестоких телесных наказаний, наложила неизгладимый след на чувствительную, болезненно-восприимчивую натуру Достоевского.

Кузнецкие краеведы в погоне за местными достопримечательностями создали легенду о длительном пребывании Достоевского в Кузнецке. Здесь показывали и «домик Достоевского», и камеру в крепостной тюрьме, где он якобы отбывал каторгу. Его именем названа главная улица в городе. Эта легенда пошла гулять по страницам сибирских газет и журналов. Так, например, В. Зазубрин в статье «Неезженными дорогами» (Сиб. огни, 1926 г., № 3 стр. 194) сообщает такой рассказ местного культурного работника краеведа Д. Т. Ярославцева: «Два месяца Федор Михайлович жил на большой улице в домике Дмитриева. Большая улица теперь названа улицей Достоевского. Хотя правильнее было бы назвать его именем Картасскую, на которой он жил два года. На Картасской улице (угол Блиновского переулка) Достоевский жил в доме Вагина. Домик был одноэтажный, старинный на две «стопы» (два сруба, соединенные сенями, крыт был драньем, с низенькими потолками, с маленькими окошечками в разноцветных стеклах). Дом, к сожалению, не сохранился — разобран на дрова. На его месте теперь пустырь. Шатровый, одноэтажный дом Дмитриева на Большой улице тоже не сохранился в том виде, как он был при Достоевском. Дом перестроен, перекрыт. В Кузнецке Достоевский был дважды». Описывая крепость, тот же Зазубрин и тоже «по местной информации» говорит о крепостной тюрьме, разрушенной партизанскими отрядами Рогова в 1919 г. (стр. 194): «Крепостная одноэтажная тюрьма сожжена и разрушена до фундамента», от нее осталась куча обгорелых камней и кирпичей. В уничтоженной (тем же Роговым) тюрьме в камере № 6 сидел Ф. М. Достоевский. До нашествия скопищ Рогова камера Федора Михайловича показывалась посетителям».

Эти совершенно неверные сведения о пребывании Достоевского в Кузнецке распространялись еще в дореволюционной печати на основе все тех же изустных преданий местных людей (см., напр., статью Булгакова «Достоевский в Кузнецке» XXIII иллюстр. прилож. к Томской газете «Сибирская жизнь» от 10 окт. 1904 года № 221). Эти «творимые легенды» были разоблачены Бор. Герасимовым в № 4 «Сиб. огней» за 1927 год в статье «Где же отбывал каторгу и ссылку Ф. М. Достоевский?» Жизнь Достоевского в Сибири достаточно полно освещена в воспоминаниях, опубликованных его друзьями, в статьях, обоснованных на переписке Достоевского и на документах Омского и Семипалатинского архивов. Именно с Омском и Семипалатинском связана вся подневольная жизнь Достоевского в Сибири — годы каторги и поднадзорной военной службы. С Кузнецком связан лишь короткий, хотя и важный эпизод его жизни: женитьба на М. Д. Исаевой.

В Кузнецк Достоевского привела не неволя, а «влечение сердца», любовь к женщине. Во время своего пребывания в Семипалатинске Ф. М. Достоевский подружился с интеллигентной, образованной женщиной Марией Дмитриевной Исаевой, резко выделившейся из захолустного семипалатинского общества. Дружба их закончилась любовью, но Исаева была замужем. Муж ее служил чиновником по особым делам по корчемной части (аренда кабаков) при семипалатинском губернаторе. Летом 1855 года Исаева перевели по службе в Кузнецк. Достоевский, состоявший в это время на военной службе в семипалатинском гарнизоне, глубоко затосковал, впал в меланхолию. Он поддерживал переписку с Исаевой, находя в этом утешение в своей судьбе. 4 августа 1855 года — А. И. Исаев умер. Прошло около 2 лет суровой военной службы крайне болезненного и измученного каторгой Достоевского в Семипалатинске сначала в звании рядового, затем унтер-офицера. 1 октября 1856 года он был произведен в чин прапорщика, но продолжал крайне тяготиться военной службой, которую ему все еще не разрешали покинуть.

В Семипалатинском музее сохранился фотографический снимок Достоевского 1858 года, в офицерском мундире. Он сидит на стуле с фуражкой в правой руке. На другом снимке, также в офицерском мундире, Достоевский снят вместе с другими офицерами — научным работником, вышедшим из среды казаков (киргиз), - Вали Чоканом Валихановым. Материальное положение его мало улучшилось, и офицерскую военную форму он мог завести только в доле, при поддержке друзей, чтивших его литературный талант. Исаева также крайне нуждалась, оставшись после смерти мужа без копейки денег с малолетним ребенком на руках. Несмотря на материальные затруднения, они решили жениться. С большим трудом Достоевскому удалось занять у друзей 600 рублей. Получив отпуск на 15 дней, Достоевский выехал 27 января 1857 г. в Кузнецк и повенчался там с вдовой Исаевой. Венчание Достоевского с Исаевой было произведено в Кузнецкой Одигитриевской церкви (В ст. Б. Г-ва «Ф. М. Достоевский в Семипалатинске» — «Сиб. огни», 1926 г., № 3, с. 128 — дана, видимо, неверная справка о том, что венчание произошло в Богородской церкви). 6 февраля 1857 г., как это записано в «брачном обыске» под № 17. (Этот документ, по ходатайству Семипалатинского Отдела географического общества в свое время был извлечен из церковного архива и переслан из Кузнецка в Семипалатинский музей. Он был опубликован. Сразу же после венчания супруги выехали в Семипалатинск). Б. Герасимов. Где же отбывал каторгу и ссылку Ф. М. Достоевский? «Сиб. огни», 1927 г., кн. 4, стр. 176).

На обратном пути, в Барнауле, с Достоевским случился сильнейший припадок эпилепсии, страшно напугавший его жену. До конца жизни эта мучительная болезнь не оставляла его. 18 марта 1859 года, по болезненному состоянию, Достоевскому было разрешено покинуть военную службу, страшно тяготившую его. В августе 1859 г. ему разрешили переселиться в Тверь, куда он выехал вместе с семьей. Только в январе 1860 года Достоевский мог вернуться в Петербург. Мария Дмитриевна еще в Твери заболела туберкулезом. В сырой Петербург она не могла поехать и перебралась в Москву. 16 апреля 1864 года здесь она умерла от туберкулеза.

Любовь Ф. М. Достоевского к Марин Дмитриевне была страдальческой любовью двух болезненных натур, полной тяжких переживаний. 31 марта 1865 года он писал своему другу Врангелю: «О друг мой, она любила меня беспредельно, я люблю её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо. Все расскажу Вам при свидании, — теперь же скажу только то, что мы были с ней положительно несчастны вместе (по ее странному, мнительному и болезненно-фантастическому характеру), мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно, но это было так». В 1867 году Достоевский вторично женился па А. Г. Сниткиной, впоследствии издательнице его произведений. Но он никогда не мог забыть своей первой любви и тяжело переживал эту утрату. Встретившись много лет спустя с Врангелем за границей, в Копенгагене, он говорил о ней: «Будем всегда глубоко благодарны за те дни и часы счастья и ласки, которые дала нам любимая нами женщина. Не следует oт нее требовать вечно жить и только думать о Вас, это недостойный эгоизм, который надо уметь побороть».

Любовь Достоевского к Марии Дмитриевне, полная мучительных переживании, крайне характерна для его болезненной, страдальческой натуры, запечатлевшейся в его литературном творчестве. После окончания каторги и ссылки литературная деятельность Достоевского возобновилась с новой силой. Но это был уже совершенно больной, измученный человек. Процедура смертельной казни и тяжелые годы каторги и военной службы под особым сделали из Достоевского нервнобольного человека, страдающего припадками падучей (эпилепсия). Этот издерганный, больной человек поддался упадочным мистическим настроениям. Он проникается чувством христианского смирения, мирится с существующим общественно-политическим строем. Его литературно-художественное творчество приобретает реакционный характер. Но, как психолог, он дал ряд крупнейших романов большой силы. Многое из них было выношено Достоевским в годы каторги и ссылки в Сибири. Достоевский бытописатель города. Он изображает его отрицательные особенности: убогие квартиры, нищета, мрачные переулки, грязные квартиры, жуткие городские окраины. Основное содержание его произведений — ужас жизни, из которого нет выхода. По характеристике А. В. Луначарского «Достоевский был больным талантом, он отражал кризис, переживаемый целым классом, тяжелую для этого класса эпоху. Динамизм пролетариата, утверждения и отрицания его борьбы — далеки от переживаний Достоевского». До ареста Достоевского напечатан роман «Бедные люди» (1846) и ряд повестей и рассказов, после каторги «Записки из мертвого дома» (набросаны еще в Семипалатинске по впечатлениям ямской каторжной тюрьмы), затем «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (эти две вещи дали Достоевскому мировую славу романиста-психолога), «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и др.

Литература.

1. Статья А. В. Луначарского в большой сов. энциклопедии, т. 23, с. 332 — 348 (с портретом и исчерпывающим указателем литературы). Сиб. сов. энциклопедия, т 1, с. 849.

2. Врангель А. Е. Воспоминания о Ф. М Достоевском в Сибири (1854 — 56), СПБ, 1912 г.; Г-ов, Б. Ф. М. Достоевский в Семипалатинске, «Сиб огни», 1924 г., кн. 4 и 1926 г, кн.

3. Герасимов Б. Где и как отбывал каторгу и ссылку Ф. М. Достоевский. «Сиб. огни», 1927 г., кн.

4, Вяткин Г. «Сиб. огни», 1925 г., кн. 1, Скандии А. «Исторический вестник», 1903 г., № 1.

5. «Петрашевцы», сборник статей под ред. П. Щеголева, т.т. I и III. (Л., 1926 г. и 1928 г.).

6. Райский Л. Социальные воззрения петрашевцев (Л., 1925 г.).

7. Чулков Г. Достоевский и утопический социализм (Журнал «Каторга и ссылка», 1926 г., №№ 2 и 3).

8. Никитина Е. Ф. Классики в марксистском освещении. Ф. М. Достоевский. М., 1928 г.

9. Луначарский А. Достоевский как художник и мыслитель (сб. «Литературные силуэты», М., 1923 и 2 изд. 1925 г.).

10. В. Шемелев. Новосибирск, 27 февраля 1935 г.

Источник: ГАНО, ф. 869, оп. 1, д. 98, л. 1 — 8..

<<Назад  Далее>>

 [ Введение ] [ Глава I ] [ Глава II ]  [ Глава III ] [ Глава IV ] ] [ Глава V ] [ Глава VI ]

[ Глава VII ] [ Глава VIII ]  [ Глава IX ] [ Глава X ] ] [ Глава XI ] [ Глава XII ] [ Глава XIII ]

[ Глава XIV ]  [ Глава XV ] [ Глава XVI ] [ Послесловие ] [ Приложения ]

Ждем Ваших отзывов.

По оформлению и функционированию сайта

Найти: на

 

 

© 1990- 2004. М. Кушникова.

© 1992- 2004. В. Тогулев.

Все права на материалы данного сайта принадлежат авторам. При перепечатке ссылка на авторов обязательна.

Web-master: Брагин А.В.

Хостинг от uCoz