Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

 НОВОСТИ ИЗ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ

«НИ В КАКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ОБРАЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАТЬ НЕЛЬЗЯ…»

Редакция нашего альманаха благодарна отделу образования Кузнецкого района не только за поддержку, но и за сотрудничество. Предлагаем вашему вниманию статью главного специалиста ДИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ КИШКО, где она делится своими  мыслями о творческом потенциале старшеклассников и их участии в научно-исследовательской деятельности.

Мысль, вынесенная в заголовок, принадлежит Михаилу Булгакову, но она была бы неполной, если не высказать ее до конца: «Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать… человеком и приобрести навык… образовывать самого себя» Сегодня требования к уровню знаний наших детей растет в геометрической прогрессии: мало кого из родителей интересуют просто учебные стандарты, которые обеспечивает школа, гораздо важнее, чтобы выпускники были конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Научить уважать науки, да еще показать к ним дорогу – это ли не цель для школ, которые шагают в ногу со временем. Организация научно-исследовательской деятельности педагогов и старшеклассников – прекрасная возможность сверить маршруты движения школы с уровнем претензий общественности к подготовке выпускников. Безусловно, многим родителям глубоко не безразлично, как и на какую вершину поднимается ребенок в постижении знаний.

 Научно-практическая конференция старшеклассников «Открытый мир» в Кузнецком районе объединила тех, кому важно получить ответ на вопрос: как в практической деятельности, на уровне самостоятельной работы с книгой, в процессе подготовки научной работы ученик может утвердиться в правильности своего профессионального выбора, углубить и расширить свой учебный кругозор, приобрести навыки настоящего исследователя.

В 1-й районной научно-практической конференции приняло участие около 600 старшеклассников, свыше 100 педагогов, преподавателей ВУЗов, студентов, родителей. Секции были организованы на базе учреждений: лицей № 104 (директор А.В.Арыкова), гиназия № 10 (директор А.В.Золотухина), центр «ДАР» (директор Н.И.Балакирева), ИАМ «Кузнецкая крепость» (директор Р.С.Ястребова).

Научная работа школьника, – безусловно, своеобразная игра. Но есть важное отличие от игр в «дочки-матери», в «доктора», в «магазин»: важен не просто эмоциональный настрой, имитация жизни взрослых, важно почувствовать свою значимость, свои силы в открытии чего-то нового, хотя и это новое будет новым только для тебя.

Что показала НПК в Кузнецке? Во-первых, большой интерес детей к разработке тем, связанных с медициной, экологией, психологией, валеологией. На базе центра «ДАР» были прослушаны доклады, тематика которых говорит о серьезной заинтересованности детей проблемами здоровьесбережения: «Влияние зависимости между питанием, здоровьем и учебной деятельностью учащихся» (Лицарев Сергей, 10 класс, школа № 21 – Диплом 1 степени); «Причины расстройства сна у старшеклассников» (Тельцова Яна, 10 класс, лицей № 104 – Диплом 2 степени); «Фобия после землетрясения» (Глэк Наталья, 10 класс, школа № 21 – Грамота); «Отношение современной девушки к употреблению алкогольных напитков» (Гулик Сергей, 9 класс, школа № 50 – Диплом 2 степени); «Цинизм в подростковом возрасте» (Новак Евгений, 11 класс, школа № 50 – Диплом 1 степени).

Кузнецк – особая территория, сконцентрировшая в себе исторические корни Юга Кузбасса. Историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость» (зам. по науке Ю.В.Ширин, зав.массовым отделом Н.П.Ишкова) гостепреимно распахнул свои залы для 80 участников краеведческой секции. Блеснули знаниями по истории родного края лицеисты: Тараканова Оксана: «Промышленный шпионаж в жизни КМК»; Батова Наталья: «История герба Новокузнецка». Интересно была представлена работа Лезина Андрея (гимназия № 10): «Дата рождения Чингисхана» Это был опыт самостоятельного поиска ответа на интересующий всех ученых мира вопрос, хотя лично великий хан на земле Кузнецкой не появлялся. Работа Хорошавцевой Ольги (школа № 96, 11 класс) по истории толстовской школы заинтересовала всех слушателей глубокими гуманистическими идеями Л.Н.Толстого. Все ощутили живую связь времен, необходимость поиска ответов на вопросы: «Что есть добро?, истина?, жизнь?» в трудах наших предшественников, ибо истины и велики, потому что вечны.

Интересно прошли секции в гимназии № 10 и лицее № 104 именно потому, что данные учреждения проводят НПК старшеклассников на протяжении десятка лет. Отдел образования Кузнецкого района принял решение о придании школьным конференциям МОУ «Гимназия № 10», МОУ «Лицей № 104» статуса районных. ПОЗДРАВЛЯЕМ! Это высокая заслуга педагогических коллективов и их руководителей. «Зарабатывает» статус районной конференции школа № 71 (директор И.С.Кречетова) по темам космонавтики и астрономии. Важно отметить глубокую заинтересованность педагогов школ района, уделяющих большое внимание работе со старшеклассниками по подготовке научных докладов и рефератов: Л.Н.Тяжелковой  (№ 10),  Л.П.Александровой (№ 10), Б.А.Гросбейн  (№ 96), М.И.Бокаловой  (№ 10), А.В.Ерофеевой  (№ 10),  И.В.Журавлевой (№ 10), С.И.Андреевой  (№ 71),  Н.К.Соловьевой  (№ 100),. Н.Н.Веревкиной  (№ 10),  Р.Ф.Харисовой  (№ 71), Е.А.Дрянковой  (№ 96),И.В.Поповой  (№ 10),  З.В.Нестеровой  (№ 24),  Т.А.Бернацкой  (№ 71), В.Г.Пенкину (№ 21),  Е.А.Кошкиной  (№ 50),  Г.Д.Блынской  (№ 21),  С.Н.Киселевой («ДАР»),  Л.А.Вилкиной («ДАР»),  И.И.Соболевской (№ 71),  Н.В.Волошиной (№ 21),  Л.В.Черных (№ 4),  А.В.Шелегиной («ДАР»), Г.Н.Лашмаковой  (№ 24),  Г.Я.Андросовой  (№ 50),  Е.А.Ивойловой (№ 104) и других.

В школе № 96 большую научно-исследовательскую работу со старшеклассниками проводит директор Б.А.Гросбейн

На протяжении  многих лет со старшеклассниками района работают преподаватели высшей школы: Т.Б.Афузова. (№104),  А.С.Сазыкин (№10),  Н.А.Репина (№104),  В.Н.Павловец (№104),  Е.В.Лосева (№ 104), А.В.Колмогорова (№ 104),  О.А.Белоусова (№ 104),  В.Г.Кондратьев (№ 104),  К.С.Седова  (№ 104, «ДАР»), Ю.И.Самсонов («ДАР»), Н.А.Кузнецов (№ 10, № 104),  В.Н.Нагибин (№ 10),  А.Ф.Сакун (№ 10),  Н.И.Гафаров (№10), А.С.Водолеев (№10),  Н.В.Дорофеева (№ 10), В.Е.Громов (№10), В.А.Воскресенский (№104), А.Г.Падалко (№104), Л.В.Нироева (№104).

В беседе с заместителями руководителей лицея № 104 М.Н.Тырышкиной, гимназии № 10 И.А.Горшковой и Н.В.Сухининой прослеживается глубокий интерес учебной части к организации научно-исследовательской деятельности. Каждый идет своим путем, но есть нечто общее и главное: увидеть и раскрыть возможности выпускника, подготовить заинтересованного студента, хорошего специалиста в будущем. И примеров успешной реализации себя в научно-исследовательской деятельности много. Увлечение журналистикой и литературой привело Т.Ивлеву на 10 канал телевидения, Н.Полищук – ведущая программы «Снято», С.Ащеулов – директор Апекс-радио. Это только выпускники гимназии № 10! В свое время нынешний студент Д.Орлов (№ 4) подготовил интересную работу по физике металлов у В.Е.Громова. Сегодня Дмитрий является научным руководителем лицеистов Т.Прокопьевой и А.Верхотурцевой.

                Общение с учеными дает возможность учащимся приобщиться к миру науки, определить сферу своих  профессиональных интересов. На протяжении нескольких лет у Т.Б.Афузовой занималась О.Белоусова, а сегодня она готовится к защите диссертации и руководит научной деятельностью И.Отрубейниковой (№104) по истории родного края. Темп, который закладывается у выпускника, в период участия в исследовательской деятельности, не снижается. Он приобретает в себе уверенность, у него развивается стремление многое познать и просто быть успешным человеком. А.Бурков (№ 104) не стал ученым, но он замечательный профессионал. Е.Шарапов (№104), А.Бочкарев (№ 104) получили уже по два высших образования и во многом благодарны той системе организации учебного процесса в лицее, который помог им реализоваться. Активными участниками научно-исследовательской деятельности в лицее № 104 становятся родители: они оказывают помощь в постановке экспериментов, совместно осваивают информационное содержание докладов, участвуют в работе секций конференций. По мнению учителя литературы Л.С.Кондратьевой, мнение педагога об ученике расширяется и меняется от предметного к личностному.

Исследовательская деятельность позволяет развивать природные задатки от обычного детского любопытства к цивилизованному познанию окружающего мира и самого себя. Слушать ребят на конференции – эстетическое удовольствие! Наблюдая у учащихся положительный эмоциональный заряд, их красивый язык, умение свободно общаться, учитель сам становиться моложе и, когда видит реально результаты своего труда, получает огромный заряд оптимизма. Ведь именно учитель закладывает основы всего того, что потом ярко представляется в научно-исследовательской деятельности учеников. Остается главным совместный поиск ответа на вопрос: что значит быть в современном мире образованным человеком? Что значит образовывать себя?

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,- хорошо; но развить юный ум, вылепить по – своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды,- еще лучше.

В.Гюго

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz