ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
От редакции: Мы уже писали о взятках, которые берут некоторые преподаватели в вузах. Об этой проблеме мы беседуем с преподавателем с 35-летним вузовским стажем профессором Кемеровской медицинской академии Леонидом Лопатиным. - В народе говорят, что взятка в вузах стала обычным делом. Это так? - Действительно говорят. Но, думаю, не стала. По крайней мере, в нашем вузе. - Почему именно в вашем, медицинском? - Любая взятка (преподавателю, чиновнику) категория, прежде всего, нравственная. Это вопрос чести и достоинства. Когда-то в России при обращении, встрече и расставании существовала одна замечательная норма. «Честь имею!», - имели право сказать порядочные люди. В нашем вузе такой формой обращения могли бы пользоваться очень многие. Вот почему на апрельском Ученом совете они проголосовали против избрания на очередной пятилетний доцента, о которой ходят густые слухи как о взяточнице. В семье не без урода. Но я бы рассмеялся, услышав такую фразу от некоторых своих коллег из других вузов, которые, по их собственному признанию в вашей газете, имели при социализме полные семейные кладовые на несколько лет запасов при пустых магазинах. - Причем здесь эти кладовые. Вы не можете не признать, что при коммунистах в вузах не было взяток. - Кладовые с дефицитами могли быть только у тех, кто пользовался «блатом». То есть - у непорядочных людей. Нет абсолютно никакой разницы между сегодняшним взяточником и вчерашним «блатным». Взяточник оказывает услугу за деньги, а «блатной» – услуга за услугу. Скажем, право на «черный вход» в магазин за колбасой покупалось за поступление в вуз «по блату»; покупка хорошей мебели обменивалось на качественное лечение и т.п. Слово «купить» заменилось словом «достать». Общество было пронизана сетью «нужных» связей. Социализм, таким образом, это, прежде всего, почти всеобщее взяточничество и коррупция. Есть ли тому объяснение? Кроме, разумеется, обывательского – люди плохие. Это был способ выживания, ставший образом жизни всех поколений советских людей. Постепенно в «блате» люди перестали видеть безнравственность. Россиянин в ХХ веке был поставлен властью в такие условия, что угасание трудолюбия, аморализм поведения, терпимость к насилию (власти, начальства, бандитов) стали естественными. У владельцев полных кладовых при социализме и сегодняшних уголовных авторитетов безнравственная основа одна - вызывающий эгоизм и полное наплевательство на общество. - Я сам в 60-е годы был студентом. И не помню, чтобы наши преподаватели уж очень сильно через нас устраивали «блат». Ну, были у нас сколько-то вечных двоечников, которые непонятно как сдавали экзамены. Но не столь же много их было. - Любое явление имеет тенденцию к развитию или затуханию. Вы учились у преподавателей, учителями которых были российские интеллигенты из ровесников тех, кого коммунисты вышвырнули за границу или убили в 30-е годы как классово-чуждый элемент. У тех преподавателей понятие чести и достоинства не было девальвировано советским классовым воспитанием и вечными нехватками жизненно необходимых товаров. Не могу представить, чтобы булгаковский профессор Преображенский удовлетворил бы чью-то просьбу «поставить хоть троечку» за возможность через черный ход купить колбасу. Но шло время. Швондеры и Шариковы постепенно приучили его ассистента Борменталя ставить не только «тройки» но и «четверки» с «пятерками» комсомольскому активисту, рабфаковцу, члену стройотряда, демобилизованному из армии, выходцу из братских республик и пр. Вместе с активистами легко стали проходить детки лично нужных людей. Это длилось так долго, что многие перестали замечать безнравственность блата в вузе. - Ну, а сами-то Вы как? Неужели не ставили по звонку? - Конечно, ставил. Просил и сам. Особенно в доаспирантские годы (начало 70-х). Щекотало самолюбие от возможности легко удовлетворить чью-то просьбу. Но вскоре стал этим тяготиться. Не знал, как отказать другу, тем более родственнику. Став в 1980 году заведующем кафедрой, ввел систему устной публикации фамилий студентов, за которых кто-то просил. Постепенно просить перестали. - Вас, скорее всего, просто обходили, обращаясь к Вашим же коллегам. Вы это понимали? - Ещё как понимал! Но, во-первых, это перестало на кафедре носить легальный характер, во-вторых, студенты приучались к пониманию безнравственности «блата». Однажды эта практика вызвала большой скандал, когда у одной студентки я аннулировал «четверку», незаслуженно поставленную доцентом. Она оказалась дочкой первого секретаря Прокопьевского горкома КПСС. Едва не уволили того доцента. А преподавателя политэкономии другого института, работавшего у нас на полставки, в тот же день выгнал вон из-за бутылок водки, которые тот получил от вечерников за экзамен. Сегодня я уверен в каждом преподавателе нашей кафедры (истории). - Бутылка водки при социализме и 4 тыс. руб., которые будто бы получал за зачет упомянутый Вами провалившийся на выборах доцент, всё-таки разнятся. - Разнятся! Но только количественно. Качественно это одно и то же – безнравственность личности преподавателя и нанесение им серьезного ущерба обществу. Бутылку водки при социализме нес бездельник, прогульщик, бездарь и тупица. Рубли несет его сын, которого тот воспитал под себя таким же недоумком. Таким образом и множатся, глупость, необразованность, непрофессионализм, от которых мы так устали. Откуда, Вы думаете, берутся врачи, которые лечат «от головы и живота». Кто подготовил учителей, которые не ведают, что СССР вступил во Вторую мировую войну на стороне Германии в 1939 г.? Кто довел до диплома недотепу инженера, который не может ни путевую дорогу построить, ни уголь без шахтерских гробов добыть?! Россия постепенно стала зависеть от культуры троечников, которые, попав в президенты, губернаторы, депутаты, кажется, искренне не понимают, что безопасность нации - не в усилении армии и жандармерии, а в образовании, науке и здравоохранении. - Правда ли, что при социализме власть спрашивала с ректоров за плановое поступление в вузы детей рабочих и крестьян? - Правда! В 1969 г. я был ответственным секретарем приемной комиссии на санитарно-гигиеническом факультете. По сложившейся многолетней практике формировал группы абитуриентов из: а) стажистов и армейцев; б) детей рабочих и крестьян из села; в) детей рабочих из города; г) детей интеллигенции из села; д) детей интеллигенции из города; е) «иностранцев» (некузбассовцев). На вступительных экзаменах преподаватели должны были поощрительно относиться к первым трем группам и придираться с повышающим коэффициентом к остальным. Отдельно шли целевики из Якутии и Тувы. Не подготовка выпускника школы, а его социальное положение и политическая целесообразность часто становилось ориентиром для ректоров. На эту плановую систему и наложился блат как форма взятки при социализме. - Но благодаря этой плановости многие из рабочих и крестьян получили высшее образование. - Судя по их полемике в «Крае», получив дипломы и даже ученые степени, они так и остались необразованными людьми, смело обсуждающими глубокие социальные и научные проблемы на уровне лишь обыденного сознания. В свое время они, похоже, незаслуженно заняли чьи-то места на студенческой скамье. Во всех цивилизованных странах ещё в середине 20 века утвердилась система, благодаря которой талантливый молодой человек из любой социальной среды может при помощи государства получить образование. Именно талантливый человек, а не рабоче-крестьянский, как в СССР. В итоге наше общество пострадало. Что выгоднее обществу – получить хорошо подготовленного специалиста, или иметь отчетный классовый показатель? - А может низкая зарплата преподавателей в вузах подталкивает их к взяткам? - Подталкивает. Но только непорядочных. Получив деньги, они теряют честь. А таким не место в воспитателях молодого поколения. Считаю, глубоким цинизмом оправдывать мерзкие делишки преподавателя и министра их маленькими зарплатами. Власть аморальна, платя низкую зарплату людям высшей квалификации. Если при Ельцине баррель нефти стоил 11 дл, теперь - более 40 дл. Где деньги, Зин? В проекте бюджета на следующий год предусмотрено дальнейшее понижение расходов на культуру, образование, здравоохранение при увеличении расходов на милые президенту госбезопасность и армию. А кто такого президента избрал? - Какова, по-Вашему перспектива взятки в Вузе? - Пока при встрече с коллегой-взяточником мы вместо приветствия не будем давать ему в морду (в переносном смысле), взятка будет расти. Через пару-тройку лет, когда авторитарная власть утвердится вовсю, взяточникам начнут откусывать головы. С тем, чтобы на следующих выборах молодежь, «задрав штаны», побежала за благодетелями из ФСБ-КГБ, освободивших её от «оборотней» в мантиях. (По аналогии с «оборотнями» в милиции.) Пока, думаю, на вузовских взяточников собирают информацию. Потом, получив команду, их эффектно «замочат в сортире». Л. Н. Лопатин.
|