|
Б. А. Гросбейн. Записки учителя. Толстовская коммуна "Жизнь и труд" |
Свет Ясной Поляны в Тальжино Посвящается юбилею Л. Н. Толстого и 50-летию образования поселка Талъжино 9 сентября 1998 года исполнилось 170 лет со дня рождения великого русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого. С его именем связана удивительная история толстовской коммуны "Жизнь и труд", существовавшей на территории Новокузнецка в 30-е годы. Движимые идеей свободного труда, вольной жизни среди природы, толстовцы добровольно переселились в Западную Сибирь в 1931 г. и основали свое поселение на берегах реки Томи. А в 1948 г. в связи с ростом и строительством угольных шахт поселок был заново отстроен на новом месте. События последних лет показали, что к теме нравственных исканий повысился общественный интерес. Духовное начало в человеке ищет выхода и часто находит пристань у берегов призрачных, ненадежных, обрушивающихся. В наше время суррогатами духовных истин кормят ищущих людей представители самых разных религиозных направлений, конфессий, разного рода богоискатели, богостроители, верующие и атеисты. На мой взгляд, ближе всех подошли к пониманию смысла жизни те, кто исповедовал и придерживался в своей повседневной практической жизни нравственного учения Л. Н. Толстого. Источник, питающий учение Толстого, - Иисусово понимание Бога и завет Христа - Непротивление злу насилием. Их было много. Они объединились под идейным флагом непротивления злу насилием, создали коммуну "Жизнь и труд" и в 30-е годы успешно осваивали земли близ Новокузнецка на территории современного поселка Абашево. Коммунары были добровольными переселенцами из разных уголков России: из Подмосковья, Москвы, Украины, Южного Урала, Поволжья, Северного Кавказа и других областей. Большинство из них были землепашцы. Что искали крестьяне-толстовцы на необжитых берегах Томи? Вольной, свободной жизни по своим собственным убеждениям. Знаменем их духовности и нравственности было этическое учение Л. Н. Толстого, основанное на принципах ненасилия и любви ко всему живому. Народ съехался сюда достаточно самобытный: простые труженики от сохи, идейные вожди-интеллектуалы, москвичи - личные друзья Л. Н. Толстого, В. Г. Черткова, П. И. Бирюкова, М. И. Горбунова- Посадова, выпускники Московского университета и Ленинградской сельхозакадемии. Главное, что объединяло всех, - возможность работать на земле, абсолютно трезвый образ жизни, вегетарианство, - все они были сторонниками безубойной пищи; радость от общения друг с другом, воспитание своих детей в духе педагогических и нравственных идей Л. Н. Толстого. Толстовцы умели и любили работать на полях и в огородах, в коммунальном саду и на пасеке. Они обеспечивали не только свою полуторатысячную общину хлебом, молоком, сортовыми овощами, ягодами, но излишки возили по Томи в больших лодках-карбузах первым строителям Кузнецкого Металлургического Комбината. Этим крестьянам-подвижникам нужно было учить своих детей, и они создали свою школу. Занятия в школе велись не по государственным программам, а по собственным, коммунарским. Учителя были свои с высшим, средним и средним специальным образованием. Общее направление школы: внушить детям дух деятельности коммунизма, то есть дух равенства, справедливости, трудолюбия, взаимной помощи, миролюбия и трезвого, скромного поведения. Школа сеяла разумное, доброе, вечное с 1931 по 1936 гг. Многие ее воспитанники живут в Кузбассе и по сей день. Это прекрасные люди, замечательные труженики, посвятившие себя служению людям, Родине. Никто из них не стал обузой для общества, среди них не было преступников. С высоким мужеством и терпением пронесли они по жизни идеалы добра и справедливости и привили их своим детям. Не распалась связь времен, цепочка жизни прирастает новыми звеньями. Мне повезло. Мое детство и юность прошли среди этих исполинов мысли и духа. Родился я в Абашево, где жила моя семья в собственном домишке, сохранившемся до сих пор. Недалеко от Новокузнецка, примерно в 25 километрах, в 1948-1950 годах поселились оставшиеся в живых после сталинской громиловки, а теперь изгнанные индустриализацией - быстрым ростом угольных шахт с привычных мест крестьянские семьи бывших коммунаров, а теперь колхозники. После страшных репрессий коммуна была ликвидирована, и с 1.01.1939 г. бывшее крепкое хозяйство было переведено на колхозные рельсы с одноименным названием "Жизнь и труд". Деревню, в которой жили и работали сторонники нравственного учения Толстого, назвали Тальжино по речке Тальжинке, протекающей рядом. Вот сюда привезли меня годовалым ребенком мои родители, бывшие коммунары, а теперь колхозники. Колхоз был крепким, народ работящий, отстроились и обжились на новом месте довольно скоро. Поселок был отстроен к 1950 году. Вокруг била ключом послевоенная социалистическая новь. Достижения, достижения, рекорды за рекордами во всех отраслях промышленности. В городах людям "жить стало веселей". А что же мои герои? Бывшие коммунары жили бедно, но дружно: в труде и заботах о хлебе насущном, о старших детях, которые взрослели и разлетались из родных гнезд. Ценой неимоверного напряжения всех жил, благодаря нечеловеческим усилиям крестьян, колхоз поднимался, рос и становился "миллионером". Однако люди очень мало получали на трудодни деньгами или натуроплатой. Почти вся продукция шла на выполнение плана по заготовкам. И если бы не приусадебные участки и подворье с живностью, где приходилось работать на свою семью вечерами, в выходные дни, если таковые были, и ночью, то не выжить бы людям. В этих условиях, атмосфера толстовского единения 30-х годов, коммунарского уклада рассеивалась, уходила в прошлое. Устанавливался новый быт, новые отношения. Летом 1956 года в нашу деревню стали возвращаться после 15-18-летней каторги и ссылки те, кто был осужден в 30-е годы за свои взгляды и убеждения. Встречали их сердечно. Трудно им было начинать все сначала. Здоровье было основательно подорвано. И все-таки к зиме избушки-времянки были построены. По вечерам, после работы, собирались у кого-нибудь побеседовать, попить чайку, вспомнить былую жизнь в коммуне. Мои родители не запрещали мне прислушиваться к разговорам взрослых. Ах, если бы была возможность доподлинно воспроизвести эти встречи! Сколько любви к жизни,"мудрости, юмора было в их беседах. А темы звучали самые жгучие: о сталинизме, о статье 58, о расстрелах, о пропавших без вести коммунарах, о событиях в Москве. Это было время так называемой "оттепели", но уже восьмилетним ребенком я знал, что об этих разговорах нельзя говорить никому из чужих. Я хорошо их помню и знаю, моих великих односельчан. Их мировоззрение, широта и смелость взглядов поражали меня в юности. Нет, эти стареющие мужчины и женщины не были закомплексованы обидой, не источали злобы на власть придержащих. Они с достоинством несли свой крест, свою веру, свою непоколебимую идею, провозглашенную великим духовным революционером древности Иисусом, идею, подхваченную Львом Толстым, сумевшим в новое время донести и объяснить ее сотням и тысячам людей. Сущность этой идеи - не противиться злу насилием. Для тальжинских толстовцев, которые на практике своей жизни доказали ее истинность и святость, для этих стариков до смертного одра свет яснополянского пророка оставался единственным путеводителем и руководством: любить ближнего, отвечать добром на зло, не мстить, побеждать гнев кротостью, жить на земле, пользоваться плодами только своего труда. Они не предали идеалы своей юности! За свои убеждения они шли на казнь, на "голгофы" в Сибирь и в другие дали. Это были светлые души, жившие светло и просто, бедняки, наполненные дивным светом драгоценных высоких прозрений. Б. А. ГРОСБЕЙН, директор школы N 96 г. Новокузнецка.
|
Б. А. Гросбейн. Записки учителя. Толстовская коммуна "Жизнь и труд" |