Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

 

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ В КУЗНЕЦКЕ

Автор: ученица 10 А класса гимназии № 73 Елена Петренко. Научный руководитель Шатилова Т.А.

В стародавние времена, когда ручной труд преобладал над механизированным, почти все увеселения россиян проходили в период с поздней осени до начала весны. Зима была временем отдыха от тяжелых сельскохозяйственных работ, временем праздников и развлечений. О том, как отмечали в дореволюционном Кузнецке праздники, и пойдет речь.

Освоение и массовое заселение Земли Кузнецкой происходило в 17 – 18 веках служилыми людьми преимущественно из восточных районов Русского Севера и Поволжья. С ними прижились на берегах Томи обычаи, праздники и другие культурные традиции русского народа, которые оставались неизменными вплоть до революции 1917 года.

Народный дом им. А. С. Пушкина

На Новый год в Кузнецке сооружали из снега катушки – огромные ледяные горки, украшенные по бокам нарядными елками, разноцветными бумажными фонариками, зажженными свечами. Начиналась такая горка от крайнего дома на улице Достоевского и тянулась до самого берега Томи. На кошевах,  небольших самодельных саночках, съезжали кузнечане с катушек прямо на речной лед.

В Народном доме силами преподавателей и учащихся Городского училища организовывались концерты хорового пения, ставились спектакли. Вокруг общегородской новогодней елки проходили игры, конкурсы с призами, народные гуляния. Все новогодние праздники сопровождались молебнами в церквах и торжественными службами. Среди богатых горожан практиковались званые обеды и ужины, быть приглашенными на которые считалось престижным. Гости приходили с подарками, хозяева устраивали игры, танцы и стол со всевозможными яствами. К примеру, на Рождество полагалось приготовить не менее 12 блюд, по числу апостолов Иисуса Христа. Обязательным украшением праздничного стола были запеченный целиков поросенок или гусь, студень и разнообразная выпечка: пироги, хворост, шаньги, а также хмельные напитки: медовуха, пиво.

Рождество было главным праздником, который начинался 24 декабря (6 января по новому стилю) сочельником, что знаменовало окончание Рождественского, или Филипповского поста. Как говорили: « От Филиппова заговенья до Рождества шесть переходов (недель)» Или так: «Филиппов пост ко Святым вечерам -  святой мост»

Рождественские праздники – Святки - идут с 25 (7 по новому стилю) декабря и до Крещения 6 (19) января. Примечали: «Коли под Рождество небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод; ясный день – сильные холода, к хорошему урожаю»

В канун Рождества и в течение святочных недель с размахом справлялись святочные обряды и увеселения. И в городе, и в деревне по домам с гармошками и балалайками, стуча в заслонки деревянными ложками, ходили ряженые по 5 – 8 человек. В Притомье их называли шулюканами. Они ходили в вывернутых наизнанку шубах, масках животных и нечистой силы. Ряженые с песнями и прибаутками посыпали хозяев зерном с пожеланиями им всяких благ и хорошего урожая на будущий год.

Селяне и горожане обычно обособленно отмечали праздники. Однако на Рождество и в Крещение устраивались в Кузнецке массовые соревнования – конные бега. Желающие поучаствовать в этом развлечении съезжались из окрестных городов и крупных деревень Кузнецкого уезда. За 2 – 3 недели до «старта» начинали готовить лошадей: особо кормили, урезая рацион, тренировали на пробных выездах, пока скакуны не перестанут потеть и задыхаться при беге. Каждый хозяин надеялся выиграть скачки и привозил своего наездника. Ставки на бегах были высокими – по 150 и более рублей.

Маршрут скачек пролегал от деревни Атаманово до Форштадта (12 верст). Позднее старт перенесли в Ильинку (18 верст). По всему маршруту выставляли на высоких домах наблюдателей. Кузнецкие конные бега славились на весь регион.

Важнейшим же событием деревенского общества с Нового года до Крещения была гостьба. Приготовление к празднику начиналось за неделю и более: варили пиво, готовили угощение. Гостей встречали во дворе, провожали в горницу и усаживали за стол, уставленный яствами. Все пили из одного ковша, который передавался по кругу. За стол сажали не только родных, но и всех, кто в гости зашел. Приехавшие обычно не задерживались долго в одном доме, а шли в «новые» гости.

До революции каждая отдельная деревенская семья вела достаточно замкнутую хозяйственную жизнь. Поэтому общение в свободное время, особенно по возрастным группам, приобретало важное значение для молодых людей и являлось почти единственным увеселением для них. Особенно популярны были массовые и разнообразные по форме собрания молодежи. В вечерках, например, участвовали девушки и парни 16 – 19 лет. Парни откупали в складчину дом на окраине деревни – обычно на сутки. На девушек возлагалось мытье полов и заготовка дров к вечеру. По рассказам старожилов, никаких трапез на вечерках не было – лишь угощения сладостями, орехами, изюмом и семечками. Но в то же время священник одного из сельских приходов писал в 1889 году, что «…вино и водка на вечерках бывали непременно» Время проводили в играх, песнях под гармошку, в хороводах и плясках. Юноши и девушки под хоровое пение разыгравали содержание песен. Играли на вечерках в фанты, в колечко и в ленту. Все игры, как отмечают старожилы и этнографы, сопровождались поцелуями, а хороводы водили парами. На посиделки с рукоделиями допускались девочки 13 - 15 лет. Также откупалась у одиноких стариков изба или собирались по очереди в доме одной из девушек. Нередко на посиделки приходили парни, и тогда рукоделие заканчивалось играми и песнями.

В канун Пасхи на Страстной неделе в каждом доме кипели интересные хлопоты. Все делалось по порядку, по заветам старины, в определенное время… Сначала шла уборка квартиры: обметались потолки и стены, мыли окна и полы, скребли и чистили каждый уголок, обтирали каждую вещь. В среду чистились образа, обтирались деревянным маслом лики. В четверг, в память того, что Господь на Тайной вечери обмакнул хлеб в соль, делали «четверговую соль» Это была какая-то особенная черная соль, которую жгли в духовке и на Пасхе ставили на стол. В четверг же обыкновенно красили яйца. Яйца красили в сандале, в луковой шелухе, в кофейной гуще, в разных тряпочках и обрезках шелка. Из бумаги вырезали разные рисунки, фигуры, прикладывали к яйцу, обертывали все луковой шелухой, завязывали тряпкой и варили. Это был самый распространенный способ крашения яиц.

В пятницу пекли кулич, а вечером делали пасху. Для этого необходимо было строго соблюдать пропорции продуктов, долго мешать, медленно прогревать на огне.

В субботу вечером накрывали на стол, украшали его: пришивали по углам букеты из брусничных листьев, окорок украшали белыми фестонами и на поверхности из черных гвоздичек выкладывали буквы Х и В.

На семейный ужин в Сочельник и в канун Нового года собирались в каждом доме. Между этими праздниками, в пост к столу подавали постные кушанья. Для городской бедноты попечители учебных заведений и состоятельные горожане устраивали благотворительную елку с подарками, куда приглашали детей из бедных семей.

Приметы и наблюдения того времени: «На Рождество и солнце играет», «Зима за морозы, мужик – за праздники», «Снега глубоки, так травы хороши и хлеб»

Популярны были святочные гадания. Гадали на зеркалах, на воде, на полене, на ступеньках, с ложками, с соломой. Ворожили на сон, на угольках, на луковице, на имя, по книге, на полотенце, лучиной, по лаю собаки, на мелких предметах и даже на подслушивание на перекрестке в полночь.

Началом же всему были православные Богослужения. Каждый кузнечанин знал Тропарь, глас 4-й на Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

Очищение на Руси постом и баней – уникальный в мировой практике здоровый образ жизни. Само название «баня» или «бальнеум» означает «прогнать грусть, хворь, боль» О бане говорили: «Который день паришься, тот день не старишься», «Баня – вторая мать»

Яркие впечатления от Рождества выпадали на долю малышей, особенно школьного возраста от возможности «славить Христа». Ребята обходили дом за домом, предварительно спрашивая хозяев разрешения на этот обряд. С собой они носили изготовленную звезду, подобную той, что привела волхвов к младенцу Христу. Хозяева старались по возможности одарить малышей.

Масленица – веселый, озорной и отчаянный праздник. Он предшествует Великому посту и справляется за семь недель до Пасхи. Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимней спячки. По сей день Масленица дарит надежду людям на хороший урожай и сытый год. В этот день последний раз катались со снежных гор, играли в снежки, а затем сжигали чучело Зимы и угощались блинами, которые олицетворяли своей формой солнце. Масленицу праздновали в канун Великого поста, поэтому мясо уже не ели, но в остальном питались сытно, с обилием выпечки, сдобренной обильно маслом.

Каждый день масленичной недели имел свое назначение и, соответственно, название:

Понедельник – встреча.

Устраивались общие катания с гор, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили соломенную куклу – Масленицу – и наряжали ее.

Вторник – заигрыши.

С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодцы высматривали себе невест, а девицы украдкой старались угадать суженых.

Среда – лакомка.

Тещи приглашали зятьев на блины, приглашались все родные.

Четверг – широкий четверток, разгул, перелом.

Катались по улицам, выполняли различные обряды, творили кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво и петь песни.

Пятница – тещины вечерки.

В этот день зятья угощали блинами своих тещ и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

Хор Народного дома им.Пушкина. Фото 1927 г.

Суббота – золовкины посиделки.

Молодая невестка приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежные городки с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни защищали городок, другие должны были силой его взять.

Воскресенье – проводы Масленицы, прощанья.

Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков. Соломенную куклу торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посевам, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходило вечером и завершалось поцелуями. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Ритуальным блюдом были блины, которые символизировали солнце еще с языческих времен. Блин красен и горяч, символ красных дней, щедрых урожаев, ладных и здоровых детей.

 

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz