Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

ОБРАЗОВАНИЕ

      Как все начиналось

Предлагаем вашему вниманию работу студентки исторического факультета КузГПА Анны Костюк о начальных ступенях Государственного образования в Кузнецке. Научный руководитель – Н.В.Рогожина.

К началу 18 века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги, но от западноевропейских государств она все же значительно отставала. Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. В результате преобразований Петра1 были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила рост промышленности и торговли. Преобразования вызвали потребность в специально подготовленных людях. Государственные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля - нуждались в большом количестве офицеров, врачей, учителей, инженеров. Петр 1 стал основоположником светского просвещения в России. Происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд крупных географических экспедиций, проводятся работы по разведке полезных ископаемых. Создаются Академия наук, Публичная библиотека, закладываются основы архивного и музейного дела.

Большое прогрессивное значение имели мероприятия по организации школьного образования. С самого начала своего правления Петр 1 командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 80 человек в 1697 году были направлены в Голландию, Англию и Италию. В том же году в составе "Великого посольства" Петр сам поехал за границу учиться кораблестроению. Все же основное внимание обращалось на организацию Российских Государственных светских школ. При их комплектовании особое внимание уделялось вовлечению в них детей дворян. Однако принимали туда и из других сословий. Это давало возможность получать образование более широким слоям населения.

Школы находились в ведении Государственных органов (Приказов, а затем Коллегий) для которых они готовили специалистов. В их ведении было открытие и содержание школ, комплектация состава учителей и учащихся, разработка инструкций, определяющих содержание образования и порядок учебных занятий.

Основные тенденции, заложенные Петром, были продолжены в Екатерининскую эпоху. Развивающееся купечество начинает осознавать себя как самостоятельное сословие. В условиях оживления экономики сказывается недостаток знаний и в Коммерц-коллегию поступают многочисленные письма, где купцы высказываются против привилегий дворянства в области торговли. Кроме того, они настаивают на открытии особых школ для купеческих детей, которые могли бы получать специальные знания по коммерции.

Вопросы Народного образования становились важнейшей частью общественной деятельности. Подтверждением тому служат множество сохранившихся документов 1760-х годов. В связи с этим, следует отметить проект Архангелогородского общественного деятеля В.В.Кристинина. Историк и географ, он большое внимание уделял вопросам народного образования. В 1764 году Архангельский магистрат одобрил и направил в Сенат разработанный Кристининым "План всеобщего обучения посредством открытия малых школ для обучения всякого чина детей". В нем предлагалось учреждать Государственные городские школы, которые должны находиться на попечении местных органов самоуправления. Этим органам вменялось в обязанность вести учет детей школьного возраста, строго наблюдать за посещаемостью ими школы и штрафовать тех родителей, которые не учат своих детей. Особо предлагалось заботиться, чтобы кто-нибудь из детей "не лишился учения за бедностью и осиротением".  Для детей бедных родителей предусматривалось обучение бесплатное, осуществляемое за государственный счет. В курс обучения малых школ Кристинин включал чтение, письмо, арифметику и Православный Катехизис. Он также предлагал сделать бесплатным обучение в гимназии, чтобы дети бедных родителей также могли получать образование. Гимназистов он предлагал освобождать от рекрутчины и других государственных повинностей для поощрения прилежания к учению.

Правительством был принят вариант реформы в проекте И.И.Бецкого, в котором содержалась идея о воспитании "новой породы людей" - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. К "новой породе людей" относился и "третий чин людей" - различный персонал из среды недворянского населения, необходимые для нужд торговли, промышленности и Государственного управления.

Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

А.П.Чехов

Екатерина П предпочла проект И.И.Бецкого как наиболее отвечавший интересам дворянства. В каждой губернии по "Указу о учреждении в Губерниях" (1775 г.) создавались Приказы общественного призрения во главе с губернаторами, которые считались попечителями всех школ и воспитательных учреждений губерний. Городские народные училища открывались для непривилегированного населения, до тех пор школ не имевшего. В народных училищах применялись не индивидуальные, а групповые формы занятий и деления учащихся на классы. Зачастую они создавались на базе существовавших в городах частных школ и с учетом положительного опыта домашнего обучения. В учебный план дополнительно включались немецкий язык, геометрия, рисование и танцы. В городах учреждались школы двух типов: главные и малые народные училища. Главные народные училища учреждались по одному в каждом губернском городе, а малые по одному в каждом Уездном городе. Главное училище предполагало иметь в составе 4-х классов пятилетний срок обучения (4-й класс был с двухлетним обучением), а малые - двухклассные.

Училища вверялись надзору Губернатора, который управлял ими через Приказы общественного призрения (по хозяйственным делам) и Директора училищ (по учебно-воспитательной части). В уездных городах все учебные заведения подчинялись смотрителю, который являлся их попечителем. Устав народных училищ 1786 года заложил в России Основы Государственной системы городских школ, носивших общеобразовательный характер.

* * *

Указ Петра 1 от 9 января 1701 года положил начало открытию школ и в Сибири. В 1704 году при Тобольском Митрополичьем дворе была открыта первая школа, получившая название славяно - русская. Ее основателем был митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский. В 1725 году в Иркутской губернии миссионером Плотновским было открыто училище для бурятских детей. 5 марта 1746 года открылось русское духовное училище в Томске.

Руководствуясь Указом Екатерины П от 1786 года, 22 июля 1790 года открыли малое народное училище в Кузнецке. Оно было двухклассным с двухгодичным обучением, детей принимали от 5 до 16 лет. Учителя не имели специального образования. Их функции выполняли служащие канцелярии, казаки, мещане, солдаты, купцы. До этого времени в городе были частные учителя, называвшиеся мастерами и мастерицами. Одной из них была Дарья Степановна Хабарова. Обучались у нее словесной грамоте - 31 ученик, письму и числам - 29; из них детей чиновников  было - 5, приказных - 5, купеческих - 8, мещанских - 38 и крестьянских - 4.

Открытие училища проходило в праздничной обстановке. Был отслужен молебен. Затем был торжественный обед с речами. На открытие явилось 50 учеников - детей разных сословий. И.С.Конюхов в своей "Кузнецкой летописи" описывает, что учителями были Максим Гаврилович, дьячок Соборной церкви Семен Яковлевич Хмылев. Сохранились сведения, что в 1794 году в училище обучалось 35 учеников: 18 - дети мещан, 7 - купеческих, 5 - крестьянских и 5 - инородцев. Ученический состав отражает социальный состав Кузнецка, где преобладали мещане.

В 1796 году Магистрат отказывает училищу в финансировании, так как Екатерина П возложила расходы по содержание училищ на Городские Думы, а Дума мотивировала свой отказ тем, что родители предпочитают учить детей у частных лиц. Училище было закрыто. Сохранились сведения, что в 1800 году город насчитывал 10 частных учителей. Одним из них был отставной солдат, обучавший 20 мальчиков. Кроме того, казаки, солдаты и некоторые чиновники отправляли своих детей в гарнизонные школы Сибири.

* * *

Открытие Уездного училища в Кузнецке связано с преобразованием просвещения в России в начале 19 века. В 1801 - 1804 годах была разработана Программа школьной реформы. Ее представило в Сенат вновь созданное Министерство народного просвещения. В этой Программе, именуемой "Предварительные правила" предполагалось создание общеобразовательных мужских школ трех типов: гимназий, Уездных и приходских училищ. По мнению авторов реформы, это создавало стройную систему начального и среднего образования в Государственных школах. Хорошо разработанные Программы для училищ и гимназий на практике оказались настолько далеки друг от друга, что окончившие училище дети, без дополнительной подготовки в гимназию поступить не могли. В 1828 году в Уставы о гимназиях и училищах были внесены изменения, согласно которым Уездные училища должны существовать для детей купцов и унтер-офицеров, а приходские – для детей мещан, промышленников и крестьян. Гимназии – для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью составлялся учебный план. Отныне гимназии и училища существовали самостоятельно. Реализация этой реформы осложнялась отсутствием средств, связанных с созданием приходских школ. Их приходилось открывать на пустом месте в отличие от гимназий и Уездных училищ, которые образовывались на базе главных и малых училищ или возрождались там, где когда-то были закрыты, как, например в Кузнецке.

Дом купца И.Д.Муратова (ул.Народная.5 А)

В 1826 году в Кузнецк из закрытого в Нарыме училища приехал смотритель училищ Николай Иванович Ананьин. Он остановился на квартире Ивана Дмитриевича Муратова, и так как пожертвованное под училище деревянное здание требовало ремонта с приспособлением его под школу, Иван Дмитриевич приступил к занятиям прямо у себя на дому. На первое занятие явилось всего 3 ученика. К концу года их набралось уже 14. Это было связано с тем, что горожане предпочитали обучать детей в частных школах. 13 марта 1826 года состоялось официальное открытие училища в приспособленном для этих целей помещении.

Ананьин был назначен исполняющим обязанности смотрителя и только в 1830 году был утвержден в этой должности. Кроме обязанностей смотрителя Николай Иванович преподавал несколько предметов, включая Закон Божий, и был учителем подготовительного класса. По документам того времени он  характеризовался так: «Смотритель училища и учитель 2 класса Николай Ананьин – в предметах Уездного училища 2 класса имеет познания достаточные, прилежание посредственное, способности и поведение хорошие. Обязанности должностные и христианские исполняет по - надлежащему» Ананьин был для своего времени человеком прогрессивным и старался поднять училище на высокий уровень. Он упорно боролся за дисциплину и высокий моральный уровень преподавателей. Например, он докладывал в Директорию Томска: «Законоучитель священник Фомин во время торжественной процессии при провождении образа Илии Пророка из села Ильинского в город, будучи в облачении, при всем народе произвел драку со священником и церковнослужителями, произнося непомерные ругательства, за что и был связан народом» Ананьин добился смещения пьяницы, и на его место был назначен священник Мальцев, но и он не устраивает смотрителя: «Пропускает два – три урока, в классе сидит только по пол часа, ленив, беспечен, не знает ни учебной методы, ни самого предмета, неспособен и неискусен в преподавании»

В борьбе за авторитетного и знающего учителя Ананьин добивается увольнения и другого преподавателя, присланного в Кузнецк в 1828 году, поскольку по сообщению Ананьина «склонность к горячим напиткам давно была мною замечена в Меньшанине, но теперь дошла до крайности; он ходит в кабак, закладывает там с себя одежду, ходит в распутные места, пропускает уроки, а если когда придет в класс, то в пьяном виде и в классе пьяный спит»

Очевидно, такого рода петиции, идущие наверх, были нередки, но думается, к ним относились довольно снисходительно, поскольку нужда в учителях, особенно в Сибири, была весьма ощутима. В самой Сибири таковых не готовили, а из Европейской России приезжали лишь единицы. Причем, как правило, из-за непривычных условий быта приезжие бросали работу и отправлялись в поисках лучшей доли. Например, в Кузнецком Уездном училище в 1831 году были следующие вакансии: законоучителя, учителей русского языка, арифметики, геометрии, черчения, рисования, чистописания. Из-за такого дефицита учителей было принято решение, чтобы в виде исключения принимать на учительские должности выходцев из податного сословия, равно и церковнослужителям позволено было преподавать у себя на дому не только Закон Божий, но и азы грамоты. Конкуренция частных учителей, комендантского писаря, подьячего и других служащих, вынудила учителя Ананьина ходатайствовать о воспрещении частного обучения. «Доколе, - пишет он, - не воспрещено будет таковое преподавание, училище не может иметь твердого основания, и я не могу питаться надеждами видеть своих учеников отметками по всем предметам, ибо я должен буду угождать прихотям родителей: учить тому, а не этому» Но частное образование продолжало существовать до начала 20 века. Кузнечане еще долго не принимали Государственных школ.

Николай Иванович большое внимание уделял формированию библиотеки. Работа училища осложнялась недостатком средств, но он и в этих условиях находил возможность выписывать наилучшие журналы России. Он просит Директорию выслать пособия для рисовального класса, необходимые учебники, журналы Министерства народного просвещения и уже в феврале 1926 года из Томска было получено 9 книг «Казанского вестника» и 21 книга «Детского труда» Кроме того, книги поступали из Москвы и Санкт-Петербурга. Дарили училищу книги и некоторые горожане. Например, исправник Рихтер пожертвовал книги на сумму 30 рублей.

Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели.

А.П.Чехов

  Ананьин пишет в Томск отчеты о ежегодных экзаменах – поименно перечисляет учеников, сопровождая их характеристиками. Училище создавалось в тяжелых условиях: не было специального помещения, и Николай Иванович прилагает усилия, чтобы создать благоприятные условия для обучения детей. Долгие годы он подбирает помещение под училище, предъявляя жесткие требования, так как предполагал, что здание это должно служить не только для занятий с детьми, но и располагать квартирами для учителей, в том числе и для него самого.  В октябре 1837 года за счет городских средств, наконец, приобретается двухэтажный дом купеческих детей Родюковых за 14 500 рублей. Размеры дома позволяли разместить все запланированные помещения. Однако, «Дом за не достройкой, - как писал Ананьин, - не мог быть занят ни училищем, ни кем бы то ни было» Несмотря на покупку здания, училище по-прежнему размещалось в частном доме. «Переедет» училище в собственное каменное здание только в 1860 году уже при другом Смотрителе – Федоре Алексеевиче Булгакове.

Кузнецкое Уездное училище (современный снимок)

 По-прежнему Н.И.Ананьина больше всего беспокоит нехватка учителей. В 1853 году по штатному расписанию их числилось пять: смотритель, законоучитель, учитель науки, учитель искусств и учитель приготовительного класса. Николай Иванович хлопочет об открытии приходского училища. Он обращается в Директорию в 1844 году и повторяет свое прошение в 1846 году. Подвижническая деятельность Ананьина была отмечена в 1850 году орденом св.Владимира.

 Приходское училище было открыто в 1854 году. Его первым учителем стал Николай Борисович Вергунов. Это был молодой человек с широким кругом интересов. Ананьин долго присматривался к кандидатам на должность учителя приходского училища: «Должность приходского учителя требует способностей, любви к делу и прилежания гораздо более чем учителя Уездного училища… На должность приходского училища здесь я подыщу способного и достойного человека, и не бездарного, на что и осмеливаюсь испрашивать и надеяться Вашего соизволения», – писал он в Директорию.

Условия, в которых ученикам приходилось учиться в приходском училище, были не из лучших, о чем свидетельствует заметка в «Сибирской газете»: «…маленькая темная, в две темных крошечных комнаты избушка, загороженная со всех четырех сторон высоким забором, отстоящим от стены не более 2 – 3 аршин. Пол одинарный, в щели которого в зимнее время дует такой ураган, что по обе стороны их нередко образуются снеговые налеты весьма значительных размеров, дверь сквозит, вечная грязь, пыль, духота. Помещается в школе около 50 учащихся. И такое положение во всех училищах»

Не только в Кузнецке, но и по всему Уезду открываются церковно-приходские, миссионерские и светские школы. Причиной тому стало массовое переселение крестьян в Сибирь. В 1852 году священник села Шипицино Иосиф Лапин построил церковно-приходское училище, оборудовал его всеми необходимыми учебными пособиями, израсходовав при этом 550 рублей ассигнациями личных средств. В училище занимались 23 ученика от 6 до 14 лет, в том числе одна девочка. Из 23 учащихся 20 – дети крестьян и 3 – духовенства. Учителями были священник и церковные служители.

В 1869 году в Мариинске открылось двухклассное приходское училище для детей обоего пола. В нем занимались 33 мальчика и 25 девочек. С 1871 года была введена плата за обучение во всех Уездных училищах по 3 рубля. Кузнецкий смотритель училищ считал, что едва ли десятая часть учащихся будет в состоянии платить за обучение.

Большой вклад в становление образования внесла Алтайская духовная миссия, созданная в 1828 году. Ее деятельность распространялась на Кузнецкий и Бийский округа Томской губернии. С самого начала ее создания было принято правило в каждом новом миссионерском стане открывать церковь и школу. Первая миссионерская школа для мальчиков была открыта в 1830 году в с.Увале основателем миссии Макарием Глухаревым. Вскоре в Майске им же были открыты школы для мальчиков и девочек с бесплатным обучением. В 1858 году миссионером В.И.Вербицким в улусе Кузедеевском была открыта первая миссионерская школа в Горной Шории, в 1878 году – в Усть-Анзасе, в 1885 – в Матуре, в 1886 – в Кондоме. В этих четырех школах обучалось всего 43 мальчика и 20 девочек. В 1885 году в ведении Алтайской духовной миссии числилось 23 церковно-приходских училищ и школ грамоты, в которых обучались всего 564 ученика, в том числе 179 девочек.

Хотя в миссионерских школах основное внимание уделялось религиозно-нравственной стороне содержания обучения, однако русско-шорская политика не являлась самоцелью. Обучение было поставлено на родном языке и тем самым способствовало более ускоренному обучению первоначальной грамотой: умению читать и писать. Это привело и к ознакомлению с русским алфавитом, на основе которого был создан алтайский (телеутский) алфавит. Миссионеры создали научную грамматику и алтайско-русский словарь, сохранившие свое значение до наших дней. Все это облегчало процесс школьного обучения и содействовало поднятию культуры коренных жителей края шорцев и телеутов, на более высокую ступень, способствовало взаимодействию культур.

Кузнецкое Уездное училище привлекло в свои стены учителей, большинство которых были личностями неординарными. К 1850-м годам, кроме смотрителя, числилось четыре учителя, которые были достойными продолжателями инициатив, заложенных Ананьеным. Вот характеристики некоторых из преподавателей того периода. Митрофан Егорович – учитель русского языка, географии и истории, был известен как искусный изготовитель зоологических чучел. Их приобретала для своих нужд даже Томская классическая гимназия. Бывший студент Московского университета, принимает активное участие в издании журнала Министерства народного просвещения. В списке жертвователей в фонд написания икон мы также встречаем его фамилию. А тот факт, что, повредив ногу, он не прекратил уроков с детьми, являясь в училище на костылях, говорит о его чувстве ответственности и глубокой порядочности. Петр Буткеев – учитель арифметики и геометрии, вел специальный журнал для наблюдений над метеорологическими и атмосферными явлениями «с целью изучения их влияния на все сферы жизни» Александр Андреевич Калмаков – историк и географ, судя по документам, человек высоко образованный с хорошими педагогическими способностями, но более всего впечатляет его отказ от поручения Томского губернатора изобразить орудия для публичного наказания, используемые в Кузнецке, мотивируя это нежеланием отягощать свою совесть и честь других. Пришлось комиссии уехать с заключением, что орудий таковых в городе не имеется.

Примечательна личность Николая Борисовича Вергунова. – учителя рисования и черчения. Кузнецкий период в жизни Вергунова был наиболее ярким и значительным. Мнения о его личности и мотивах поступков до сего дня - предмет споров многих историков и литературоведов. Следует помнить, что  Николай Борисович был близким другом Марии Дмитриевны Исаевой, невесты Федора Михайловича Достоевского, и не считаться с выбором этой высокообразованной женщины мы не можем. Николай Иванович Ананьин из трех кандидатур (Попов и Максимов) на должность учителя приходского училища выбирает Вергунова, и этот факт также говорит за себя сам. В 1954 году начальство ходатайствует о награждении за усердие этого совсем молодого человека. Все эти факты и еще многие другие, несмотря на множество доводов, которые приводят с целью представить личность Вергунова как человека недостойного, говорят обратное.

 

Федор Алексеевич Булгаков 

 

 

В 1854 году в Кузнецк приехал учителем русского языка Федор Алексеевич Булгаков. Началась новая эпоха в истории образования кузнечан, но об этом в другом очерке.

Кузнецкое Уездное училище почти целое столетие было единственным культурным центром в городе. Вокруг него концентрировались замечательные личности, которые создавали в далекой сибирской провинции ту атмосферу интеллигентности, которую неоднократно описывали в своих произведениях наши великие писатели. Мы с благодарностью вспоминаем тех первых просветителей и их преемников, их достойных учеников.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

А.П.Чехов 

 

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz