Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

МОСКОВСКИЙ ДНЕВНИК

Вступление первое

МОСКВА, 1994 год

В 1994 году мы с группой учеников гимназии № 10 отправились туристами в Москву. Возраст и интересы моих подопечных были разными: кто помладше, предпочитали сидеть в гостинице и объедаться вкусной снедью, которой в нашем городе тогда еще не было, но большинство выбирали бесконечные прогулки и экскурсии по городу, от которых к ночи  валились с ног. Сверх запланированных двух, мы каждый день устраивали себе еще третью экскурсию и  успевали ходить по магазинам. Лето выдалось холодным, и, благодаря этому, мы очень много успели посмотреть.

Вступление второе

Есть у меня близкая подруга, которая приходится мне дальней родственницей. Ее сын, который младше моего сына на четыре года, приходится мне каким-то братом. Родом моя подруга из Новокузнецка, но после окончания Московского института им.Баумана получила направление в ближнее Подмосковье – город Железнодорожный. Раньше мы виделись часто: почти каждый год я приезжала в Москву в отпуск, или она навещала в Новокузнецке своих родителей. Сын ее также родился в нашем городе и потом несколько раз бывал в гостях у дедушки с бабушкой. К 1994 году мы не виделись с подругой уже несколько лет: ее родители переехали жить в Железнодорожный, а отец к этому времени умер; я не бывала у них по финансовым соображениям. Мой сын к тому времени учился в СМИ, а сын подруги, назовем его К, был активным подростком, одевался «под панка», увлекался музыкой и изображал «крутого москвича»  Он познакомился и подружился с «моими детками»: ходил с нами на все экскурсии и иногда с нами ночевал. Нашим девочкам он нравился. Все были довольны.

Вступление третье

ПРОТОИЕРЕЙ О.МИХАИЛ АРДОВ

Благодарю Бога за то, что в этой жизни судьба сводила меня с очень многими замечательными, порой знаменитыми, людьми. Одним из таких знакомств стала встреча с настоятелем единственной в Москве Зарубежной церкви Святых Царя Николая и Новомученников, что находится на Головинском кладбище, протоиереем о.Михаилом Ардовым. Сын писателя-сатирика Виктора Ардова и яркий представитель «шестидесятников», он всю жизнь дружил с Иосифом Бродским, а к православной вере его приобщила Анна Ахматова, с которой дружили его родители и в доме которых на знаменитой Ордынке она всегда останавливалась, когда приезжала в Москву.

Вступление четвертое

В самом конце 1993 года я пришла работать в гимназию № 10. В минувшие перед этим год – два были порушены почти все школьные музеи, и моей задачей как раз стало восстановление утраченного музея. Главными помощниками в этой работе стали десятиклассники. Многое мы тогда успели сделать, и эта совместная работа сдружила нас на долгие годы. Среди тогдашних десятиклассников особенно выделялась своей энергией и талантами девушка, которую мы назовем Т.

13 апреля. Итак, после десятилетнего перерыва, я еду в Москву. Любимый мой город! Как ты меня встретишь? Тебе, конечно, нет дела до моей скромной персоны, но я счастлива предстоящим свиданием! Еще вчера я не была уверенна в возможности этой поездки, а сегодня сижу в поезде, который везет меня на свидание с молодостью.

Вспоминаю, как проделывали с детьми этот путь десять лет назад: играли в «чепуху», рисовали карикатуры… Теперь все они выросли, по–разному сложились их судьбы. Моя любимая Т окончила начфак НГПИ, работает в школе, стала хорошим учителем, которого любят и дети, и их родители. Личная жизнь у Т не сложилась: муж оказался человеком недостойным, и они развелись. Всегда общительная и живая, после развода Т замкнулась. Старые подруги вышли замуж, новых заводить не хотелось. На молодых людей не обращала внимания. Окунулась с головой в работу, поступила в аспирантуру.

14 апреля. Лет 6 – 7 назад в телефонном разговоре (писать письма мы давно отвыкли) подруга рассказала, что сын ее нацелен при первой возможности поехать в Сибирь и там выбрать невесту. По окончании института К призвали в армию. Он попал в пограничные войска и получил направление служить на московской таможне. Служба его увлекла и, несмотря на возражения матери, он подписал контракт. Первый заработанный отпуск решил использовать на путешествие Москва – Владивосток, благо – проезд бесплатный. Вполне  естественно, что не миновал он и свою «малую родину». Таким образом, в 2002 году К появился в нашем доме. Работа, домашние заботы: какую культурную программу я могла ему предложить? Для развлечения гостя пригласила Т, напомнив обоим обстоятельства их знакомства в Москве в 1994 году.

Кто сказал, что любви не бывает?.. Я стала невольным свидетелем их внезапно вспыхнувшего чувства! Вскоре, после первого приезда, воспользовавшись командировкой в Нижний Новгород (!!!), К ухитрился заехать на несколько часов навестить свою Т. Потом были еще несколько свиданий в нашем городе. Год назад приезжала моя подруга. После десяти лет разлуки, мы наконец-то встретились, навестили общих родных и знакомых, затем я показывала ей родной город, в котором она не была лет 13-15.

Прошлым летом К и Т встретились в Москве, затем побывали в Одессе и Санкт-Петербурге.

Я еду в Москву и вспоминаю, как

Т в честь себя окрестила мою кошку, как нарисовала целую серию картинок, где изобразила «кошачий роман»

«КОШАЧИЙ РОМАН»

15 апреля. Завтра утром я буду в Москве! В январе я стала крестной матерью К, которого окрестили в Спасо-Преображенском соборе. Вскоре после этого события они покинули Новокузнецк вместе. Регистрироваться не собирались, поэтому приглашение на свадьбу стало для меня неожиданностью. Родители Т выехали 12-го, и сегодня они уже на месте. За окном со вчерашнего вечера зима, и только к концу дня мы въезжаем, наконец «в весну» Завтра регистрация, а послезавтра – свадьба. Мне хочется, чтобы они обвенчались у о.Михаила Ардова: это будет для них большая ответственность.

16 апреля. Прямо с поезда отправляюсь на Головинское кладбище в церковь Св.Царя Николая и Новомученников. О.Михаила Ардова я знаю давно, еще с 70-х годов, до принятия им сана священника. Познакомил нас общий знакомый, который в те же годы эмигрировал в Англию, где и проживает по сей день. Мы договариваемся о венчании на 22 апреля, затем он дарит мне свой сборник анекдотов «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни», пакет Пасхальных яиц и мы расстаемся.

На регистрацию я опоздала, но зато, Пасхальные яйца «от Ардова» стали первым подарком молодым, которыми мы и «причастились»

17 апреля. Гуляем свадьбу! Из стариков - родители невесты, мать жениха, ее брат и три, включая меня, подруги. Остальные – друзья жениха, то есть, одна компания. Устроились в маленьком уютном кафе при техникуме, которым заправляет корейская семья, в пяти минутах от дома. Главное блюдо - шашлыки. Готовят их здесь же, на улице.

Я с подругой подруги художницей Мариной, по ее приглашению, отправляюсь в гости. Живут они с мужем на даче, в старом уютном деревянном доме, в десяти минутах ходьбы. Огородная площадь здесь сведена к минимуму, зато в изобилии старые деревья, цветники и лужайки. Вообще подмосковные дачи, точнее загородные дома, требуют особого рассказа. Дом Марины - счастливое исключение из правил. Здесь уютно для глаз и комфортно душе.

18 апреля. С родителями Т едем в Москву. Работаю гидом. От Курского вокзала по Садовому кольцу на троллейбусе едем до Триумфальной площади (бывшей Маяковского), затем пешком по Тверской (бывшей Горького) идем до Манежной площади.  На месте снесенной гостиницы «Интурист» идет какое-то строительство. Уничтоженный недавним пожаром изнутри, Манежный выставочный зал затянут сеткой и с первого взгляда следов бедствия незаметно. Идет снос гостиницы «Москва» Понравился памятник Жукову, но, в остальном, модернизированная площадь производит удручающее впечатление. Через Красную площадь выходим на набережную и доходим до храма Христа Спасителя. Десять лет назад здесь стоял крест и небольшая часовня. Тогда с трудном верилось в возможность возрождения такого величественного храма.

19 апреля. День начался с осмотра мастерских подруги. Ее небольшая фирма занимается художественной ковкой. Затем мы едем по городу и рассматриваем ее работы «живьем»: ограды, решетки, ворота, скамейки, столы… Большинство работ выполнены по эскизам Марины.

Заезжаем домой за родителями Т и отправляемся в Москву, на Поклонную гору. В канун Родительского дня в храме Георгия

Победоносца заказываем молитвы и ставим свечи за упокой.

Назад возвращаемся по Объездной дороге. Какой все же огромный город!

20 апреля. С утра поехали на кладбище. Здесь нашли последний приют родители подруги - талантливейшие люди, яркие представители технической интеллигенции нашего города. Ухоженное кладбище расположилось под кронами высоких сосен. Песчаная почва, невысокие ограды усиливают ощущение чистоты и ухоженности, делают воздух прозрачным.

После обеда с мамой Т отправляемся на Арбат. Попытки властей навести порядок сделали эту, даже после реорганизации уютную, улицу скучной, дорогой и малоинтересной. Радость принесли три новых памятника: напротив музея Пушкина стоит теперь скульптура Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, далее установлен памятник Булату Окуджаве и третий памятник - возле театра Вахтангова – принцессе Турандот. Я всегда любила скульптурные памятники и никогда не могла понять, почему советские власти устанавливают их только Ленину.

21апреля.Молодые венчаться отказались: К заявил, что для такого ответственного шага он не созрел. Еду на встречу с о.Михаилом Ардовым. В маленькой церкви он поит меня чаем, мы беседуем о наших общих знакомых. На прощание он дарит мне книгу воспоминаний, изданную совсем недавно, и фотографию, сделанную в Лондоне в марте этого года.

ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ  Н.Н.ГОНЧАРОВОЙ

Вечером родители Т уезжают, а мы с подругой отправляемся в гости к Марине. Я счастлива еще раз ощутить уют и покой этого необыкновенного дома. Здесь как нигде понимаешь справедливость поговорки, что дома похожи на их владельцев.

22 апреля. Я прощаюсь с Москвой. Теперь, наверное, навсегда. Холодает. Вечер проводим дома, затем К и Т меня провожают. Прощай, Москва! Прощайте, друзья! Увидимся ли когда?..

ЦЕРКОВЬ СВ.НИКОЛАЯ П И НОВОМУЧЕННИКОВ НА ГОЛОВИНСКОМ КЛАДБИЩЕ

25 апреля. Дома. Звонок из Москвы от приятеля, с которым не смогла встретиться. Обещает через год или два приехать в Новокузнецк. Как знать? Возможно, и мне еще приведется навестить дорогих друзей! Надежда греет душу.