Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

 СЛОВО УЧИТЕЛЮ

С.М.МИЛИНИС.

 «ТЫСЯЧЕКРАТНО В ДЕТЯХ ПОВТОРИТЬСЯ!..»

Светлану Михайловну Милинис в Кузнецке знают очень многие. Не одно поколение учеников было ею воспитано за более чем 30-тилетнюю педагогическую деятельность, преимущественно в школе, а теперь гимназии № 10. Ее авторитет не нуждается в доказательствах. Сегодня, после защиты диссертации она преподает в КузГПА на кафедре педагогики. Она счастливая мать и бабушка. В преддверии ЮБИЛЕЯ от имени всех коллег, учеников, родителей и друзей мы желаем ей здоровья и долголетия, творческих успехов и женского счастья.

Написанный по нашей просьбе очерк, посвященный молодым педагогам, замечательно иллюстрирует его автора – талантливого УЧИТЕЛЯ и сердечного человека.

        

«…самовольное, совершенно созидательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего его могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли… Это закон природы: к этому тянет нормального человека» Эти пророческие слова Ф.Достоевского вспомнились сегодня в предверии нового учебного года. Вчерашний студент надевает новый костюм. Он – учитель. У него в руках власть, которой он может быть, еще не умеет пользоваться. Успех в своей педагогической деятельности он представляет себе просто: вот он приходит в класс. Ученики встают. Он начинает урок. Слышно, как муха пролетит. Все глаза преданно смотрят на учителя.

Трудна ли учительская работа? Да, конечно. Да, сложны отношения, связывающие двух людей – учителя и ученика. И вместе с тем, эти узы значительны - не менее значительныны, чем узы, связывающие сына и отца, мужа и жену.

Учитель передает эстафету – ученик ее принимает. И от того, как ученик ее принимает – с бьющимся сердцем или с насмешливой улыбкой – зависит не только будущее ученика, не только качество его взрослости, зависит в конечном счете и жизнь общества.

Эта преемственность связи касается всех областей жизни – науки, искусства, морали. Говорят, что любимым учителям ученики, сами того не замечая, подражают в походке, в манере говорить. Вероятно, это происходит тогда, когда учитель становится властителем душ. Это - высокая цель, к которой мы все стремимся, достичь ее дано не каждому. По-моему, мы, учителя, постигаем «самое высшее в мире искусство» в ежедневном общении с учениками, в общении, которое обогащает и молодит, с одной стороны, и обязывает к выдержке, мужеству, самообладанию – с другой.

Да, эта беспокойная, нервная профессия, тяжкая и благословенная. На моем педагогическом пути встречались десятки людей, озабоченных не тем, чтобы устроиться, а тем, чтобы устроить. Г.А.Макарова, И.Г.Шельнов, Т.А.Бударова, А.С.Танкова, М.Д.Гилева, М.И.Бокалова... Что более всего поражало меня в этих бескорыстных, пожалуй, несколько не от мира сего людей? Несмотря на полное вроде бы безразличие к устройству собственной судьбы и постоянную обеспокоенность чужими судьбами и чужими делами, все они, без исключения, очень счастливые, очень удовлетворенные жизнью люди. Вот ведь как получается: устраивая жизнь для других, человек обязательно устраивает ее себе, для себя. Потому что прав был поэт, утверждавший, что жизнь – это и есть «растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье»

Не всем обладателям педагогических дипломов оказывается по плечу миссия учительства. Наибольшую опасность представляет формализм, с которым сегодня активно борется наша школа. В откровенном, карикатурном обличии он, пожалуй, встречается теперь чрезвычайно редко – предпочитает рядиться в творческие доспехи, брать на вооружение современный деловой лексикон. Опознавательные признаки формализма и сегодня те же – пустота, бездуховность, догматизм. И дети безошибочно чувствуют это. Такому чутью к фальши не грех поучиться и нам, взрослым.

Все мы растим детей. Все мы их так или иначе воспитываем. Одни работают с детьми, другие просто живут с ними под одной крышей. Третьи организуют дело воспитания. Даже те, у кого нет собственных детей, не считают себя свободными от педагогических проблем. Взаимоотношения Учителя и Ученика – предмет всеобщего интереса. Учительство – передача духовного опыта из рук в руки. Исчезнуть дух учительства практически не может, и доказательством тому многие примеры духовного учительства многих поколений педагогов. Каменский, Руссо, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский… Все эти педагоги – гуманисты хотели сделать ребенка счастливым.

 Говоря об учителе, я не отрицаю ни роли современных научных знаний, ни воздействия опыта, накопленного историей педагогики, но не существует облегченных вариантов дела великих педагогов, ибо дело их не служба, а служение.

Работать, «как Сухомлинский» – нельзя. Так вот взять и начать повторять буква за буквой – это утопия. Надо жить, как они, принять меру их труда, критерии их счастья, отказаться от стереотипов, маленьких соблазнов – от того, от чего и они отказались, испить их чашу и стать сродни им душой и собственной жизнью, по – своему, сообразно своему времени, продемонстрировать стиль поведения великих учителей, а своей нравственностью подтвердить их нравственность – только если все это совершить, лишь тогда можно повторить их опыт и лишь тогда заработает их методика.

Так что же это за человек – учитель? В чем секрет его собственной личности? Высокая идея, которую несет учитель: живи ради блага других. Собственное подвижничество в достижении ее. Духовная несгибаемость – ни на шаг от своего убеждения. Бескорыстие – ни единой осечки. Всеобщая культура, выразителем которой является учитель: без нее он хромает на обе ноги. Талант, имя которому индивидуальность. И наконец, педагогический принцип, на котором строилось учительство великих педагогов: принцип общения. Следуя этим принципам, мы воспроизводим духовные традиции, воспитываем Личность. Подобное воспитывается подобным, а не методикой, пускай и самой передовой. Нужны передовые люди, вооруженные ею. Мне хочется пожелать тем, кто выбрал эту профессию, перенимать опыт у талантливых коллег и не бояться отметать то, что «не приемлет душа», даже если тебя к этому обязывают. У Л.Н.Толстого есть мудрое изречение: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Начинайте делать добро и верьте в свои силы!

 

         Станислав Долгов

       ЧИТАЯ ПУШКИНА

Читая Пушкина неспешно

И представляя жизнь его,

Не восторгаюсь жизнью грешной,

Где грешны все до одного.

 

Но очарован той свободой,

С какой начертаны стихи,-

Летят в любую непогоду,

Как тройки русские - легки.

 

В любой мороз, в любое лето,

В любую осень и весну,-

Дыханьем гения согреты,

Презрев пространства кривизну!

 

В какую вечность мчатся кони?

Пар из ноздрей, в глазах огни!

Кто их, крылатых остановит,

Когда бессмертные они?!

 

       БЕЗДОМНЫЕ ДЕТИ

Бездомные дети бредут по земле…

- Где ваши родители, детки?

И дети не сразу ответили мне:

-  Сидят за решеткою, в клетке.

 

Не знают: что делать? И – кто виноват?

Ответы тревожат мне душу.

- Наверно, придется опять воровать.

- Ты знаешь? – как хочется кушать?..

 

Неужто на детях поставило крест

Мое государство родное?

А дети глядят, озираясь окрест:

- Не знаем, - что это такое?

 

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz