Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

 ВЕСТИ ИЗ АДМИНИСТРАЦИИ

   Культурно-образовательная  среда Кузнецкого района

Наступает Новый 2004 – 2005 учебный год. Каким он будет? Что ждет нас в ближайшем и далеком будущем? Своими раздумьями делится Заведующая отделом образования Кузнецкого района ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА СТЕПУК.

Общепринятым мнением считается тот факт, что современная школа повернулась к личности ученика, создает условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Педагогическая практика изобилует разнообразными попытками создания культурно-образовательной среды, способствующей социальной адаптации школьников.

   Мы предлагаем рассмотреть данный вопрос с позиции формирования такого культурно-образовательного пространства, которое бы учитывало возможности и потребности социума и выступало как одно из средств обучения и воспитания.

   Кузнецкий район является одним из старейших территориальных образований города, его промышленным и историко-культурным центром, диктующим свои условия для формирования развивающего пространства. В последние годы заметно изменился социальный статус населения. Если 5-10 лет назад большую часть составляли рабочие и интеллигенция, то в последние годы увеличилось количество семей, где  родители  заняты в сфере обслуживания, заметным стало расслоение и по материальному уровню жизни. Но главное: видна заинтересованность родительской, педагогической общественности в определении направлений развития образовательной среды района.

   В Кузнецком районе 34 образовательных учреждения различных типов и видов: 16 дошкольных  образовательных учреждений, 12 школ,  многопрофильная гимназия, естественнонаучный лицей, 2 центра, 2 учреждения дополнительного образования.

   Всего в ОУ  района обучается около 6 тысяч школьников, около 1500 дошкольников, и около 2000 ребят посещают учреждения дополнительного образования.

   Педагогический состав ОУ остается стабильным. Всего в школах района трудятся около 1000 педагогов,43% которых имеют первую и высшую квалификационные категории.

   Формирование культурно-образовательного пространства района через деятельность образовательных учреждений опирается на принципы персонификации, социализации и поликультурности. В учреждениях образования Кузнецка в ходе разработки учебных программ практикуется введение в содержание опыта взаимодействия школьников с различными социальными структурами и общественными институтами. Весь объем учебной информации и дидактический материал представлены как система личностных ориентаций школьников. Элективные курсы в предпрофильной школе, профилизация обучения в средней школе учитывают потребности личности в многоаспектном взаимодействии с поликультурной средой. Организация продуктивно обогащенного учебного процесса отличает деятельность гимназии №10 (А.В.Золотухина), лицея №104 (А.В.Арыкова), школ №№ 50,96,100 (Т.А.Калинина, Б.А.Гросбейн, Л.В.Исламова).

   Необходимо отметить также, что проектирование содержания культурно-образовательного пространства района, связанного с решением вопросов организации культурно-досуговой деятельности, опирается на решение следующих проблем:

1. Создание адаптивной культурно-образовательной среды для детей с проблемами в здоровье и развитии. С этой целью в районе создана сеть учреждений, таких как:

- СКОШ № 30 (О.И.Никонова);

- ЦЛПДО (Н.Г.Гончарова);

-Специальные (коррекционные) школы-интернаты №№ 68,88 (Г.Н.Пичугина, О.В.Паршукова);

- МДОУ №78 (Н.В.Храмова) для детей с ЗПР;

- МДОУ № 181 (О.А.Зеленовская ) для детей тубинфицированных.

Результаты работы ощутимы: данные учреждения обеспечили условия для максимальной самореализации каждого обучающегося и воспитанника на основе использования в работе инновационных технологий, позволяющих решать проблемы компенсации.

2. Здоровьесберегающая  направленность культурно-образовательного пространства также реализуется в районе.

В рамках региональной целевой программы «Образование и здоровье» особая роль в координации деятельности ОУ по созданию условий здоровьесбережения, формированию здорового образа жизни и понимания ценности здоровья, нормализации учебной нагрузки отводится районному Центру психолого-педагогического сопровождения « ДАР». Кроме того, планируется открыть 2 центра здоровья в школе № 24 (п. Малоэтажный), школе № 100 (п. Форштадт), на базе гимназии № 10 Центр здоровья существует уже 3 года. Укреплением здоровья занимается учреждение дополнительного образования ДЮК ФП №5 (А.К.Федяев).

3. Не менее весомой представляется проблема реализации культурологического аспекта в региональном компоненте учебных планов ОУ района.

С одной стороны, это выполнение требований к обязательному минимуму содержания образования в рамках общеобразовательных предметов, с другой стороны, сами учреждения находятся в особом культурологическом окружении, тысячами нитей связаны с историей не только старого Кузнецка, но и всего района, города.

Важное место в культурно-образовательном пространстве района отводится дополнительному образованию. Дом детского творчества №1 (С.В.Кулибаба) выполняет важные задачи:

- Расширяет культурно-образовательное пространство района через организацию работы по месту жительства (6 клубов в структуре ДДТ); через координацию содеятельности школьных музеев и районных учреждений культуры; через деятельность школьных любительских театров, которые объединены театром-студией «БИС» (рук. М.Ф.Якунина).

У учреждений культуры в процессе становления культурно-досугового пространства своя особая роль: помочь дошкольнику и школьнику установить совместные отношения с людьми, историей края, культурными источниками своего дальнейшего развития. Историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», «Детская школа искусств» им. М.Ф. Мацулевич, Дом-музей Ф.М.Достоевского, Кузнецкий филиал краеведческого музея разрабатывают и реализуют в детских садах и школах программы по ознакомлению с историей края, и важнейшими культурными событиями района и города, воспитанию музыкальной культуры, совершенствованию навыков и умений детей в изобразительном творчестве.

Важное место в культурно-образовательном пространстве занимает издательская деятельность педагогов, школьников. Вышли книги:  «Кузнецкая школа», поэтические сборники выпускников, литературный журнал «Мир на ладони» с публикациям учеников, учителей, родителей. Тесно связаны с городскими поэтическим клубами студии «Лукоморье», «Проталинка». На страницах городских и областных газет идут публикации учеников школ Кузнецка.

   Хотелось бы обозначить ряд проблем, решение которых на сегодняшний день оказалось вне компетенции образовательного учреждения, учреждения культуры или органов управления образованием, но в конечном итоге ставящих под сомнение саму возможность формирования культурно-образовательной среды, повышения качества образования, профилизации школы.

Что ожидает ОУ, работников образования и обучающихся, если будут приняты предложения Министерства финансов РФ о внесении изменений в Закон РФ об образовании?

- Утрачивается обязательность установления (ст. 41, 50 ФЗ “Об образовании”) повышенных нормативов для ОУ, в которых воспитываются дети, имеющие отклонения в физическом или умственном развитии, дети-сироты, дети с девиантным поведением.

Полагаю,что ни только ОУ Кузнецкого района, создающие адаптивную культурно-образовательную среду для детей с проблемами в здоровье и развитии столкнуться с серьезными трудностями в осуществлении своей деятельности.

- Отмена повышенных нормативов для ОУ, реализующих образовательные программы повышенного уровня. (№№ 10, 50, 100, 104)

 Кроме того образовательные учреждения существенно ограничиваются в своей самостоятельности:

- в праве разработки и принятия Устава;

- в плане использования своих бюджетных и внебюджетных средств;

- в праве создания, даже при наличии средств, фондов поддержки обучающихся. Типовые штаты руководящих работников, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных учреждений (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для Кемеровской области, которые сейчас переданы для ознакомления в органы управления образованием и в образовательные учреждения, ставят под сомнение возможность работы с одаренными детьми, с детьми, склонными к бродяжничеству, потому что в ОУ с малым количеством классов-комплектов убираются ставки социальных педагогов, школьных психологов, педагогов дополнительного образования.

А переход учреждений культуры и спорта из муниципальной собственности в частные руки?

- В нашем районе - единственный кинотеатр «Пламя», стоимость билетов в котором неподъемна для подростков, кроме того репертуар выстраивается людьми, далекими от проблем подрастающего поколения.

- Отличный современный спорткомплекс в 30-м квартале, о посещении которого большая часть юных Кузнечан не может даже мечтать из-за дороговизны оплаты за услуги.

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

                                                           А.П.Чехов

Не буду перечислять далее эти горькие примеры, их достаточно в каждом районе.

На наш взгляд, сегодня необходима адаптация культурно-образовательной деятельности в части организации досуга к задачам современного общества, участие всех социальных институтов в формировании системы погружения молодого человека в среду воспитывающего воздействия, в среду с духовно-нравственными ценностями общества, изменение содержания деятельности всех учреждений социума, организация новых типов учреждений и форм досуга на основе акмеологии. Работа продолжается. Как нельзя остановить время, так нельзя остановить историю, которая осваивается нашими воспитанниками, чтобы быть продолженной далее.

И тот – не почитает кто героев

И забывает славы имена –

Того забвеньем пыль веков покроет

И вычеркнут из списка времена.

                                  Станислав Долгов -

                                  новокузнецкий поэт

 

Панорама Старого Кузнецка

 

План Кузнецка

 

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz