Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

 ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ

17 мая во Дворце творчества им.Крупской состоялась 1-я городская краеведческая конференция для школьников. Предлагаем вашему вниманию несколько работ, на наш взгляд, наиболее интересных. В следующем выпуске альманаха эти публикации мы продолжим.

    БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

 Работа ученицы школы № 24 Анны Киреевой. Научный руководитель З.В.Нестерова.

Кузнецкая церковь Одигитриевской Богоматери

Каменное строительство в Кузнецке началось в последней четверти 18 века со строительства церкви Одигитриевской Богоматери или, как называли ее жители города, Богородицкой церкви. Храм был заложен 23 мая 1775 года. Выбор места для возведения каменного храма, был более удачным, нежели местоположение старой обветшалой деревянной церкви. Новый храм своим расположением открывал формирование верхней террасы города вдоль Картасской речки. Его строительство продолжалось пять лет. В Кузнецке впервые было налажено производство кирпича, а для фундамента в пределах границ города добывали камень. Здесь же добывали и глину.

В 1780 году строительство было завершено. Торжественное освящение проводилось протоиереем Ефимием Викуловским. Южный и Северный фасады Одигитриевской церкви были эффективно ориентированы на просмотр со стороны Подгорья и Нагорной террасы. Длительное время (до 30-х годов 19 века) силуэт храма был главной доминантой в архитектурной структуре Кузнецка.

В Тобольском архиве хранится рапорт кузнецкого купца И.Д.Муратова в Духовное правление с просьбой о ходатайстве перед Архиепископом разрешения строительства каменной Одигитриевской церкви. Переписка с Тобольской консистоторией началась в 1773 году и длилась почти два года. Кузнецкий летописец купец И.С.Конюхов в «Кузнецкой летописи» сообщает хронологию строительства  церкви. Известно, что Иван Дмитриевич Муратов вкладывал в возведение храма немалые собственные средства, посильную лепту внесли другие состоятельные горожане, простые жители «кружечным сбором» дополнили недостающую сумму. Бывая в Иркутске по своим купеческим делам, Иван Дмитриевич, любуясь красотой каменных храмов, решил возвести подобный у себя в Кузнецке. Для этого он пригласил иркутского мещанина каменщика Почекунина. По окончании постройки храма, Муратов около 1780 года построил возле него себе каменный дом, занимаемый впоследствии окружным Казначейством.

По данным Тобольского наместничества на 1801 год в Кузнецке значилось: «Церквей каменная одна и деревянная одна. Казенных строений – Комендантский дом и Канцелярия, дом в котором размещены Суд и Казначейство, Уездный суд, амбары для поклажи денежной казны и прочих припасов, пороховой погреб, винный подвал, провиантские и соляные магазейны, питейных домов – 3»

История Богородице – Одигитриевской церкви состоит из двух этапов. Первый относится к 60-м годам 17 века, когда после нашествия калмыков в 1658 город отстраивался заново. При этом территория его увеличилась за счет нового Посада нижней береговой террасы. Возведенная новая деревянная церковь Одигитриевской Богоматери была при этом расположена неудачно. Иван Семенович Конюхов в своей «Летописи» указывает на сохранившиеся к тому времени остатки фундамента церкви за зданием училища. На рисунке И.Берхана 1734 года четко видны силуэты двух деревянных храмов Кузнецка, расположенных в Нагорной части города. К последней четверти 18 века деревянное строение церкви пришло в ветхое состояние и для Богослужений стало непригодным. Каменное сооружение храма стало вторым этапом в его истории.

Кузнецкое  Казначейство  и  Богородицкая  церковь

Территориально к Приходу Одигитриевской церкви относились сельские церкви Фески, Атоманово, Воробьево, Пучеглазово, Абинское и других, где были свои часовни, но отсутствовали приходы. Притч Одигитриевской церкви первой половины 19 века состоял из трех человек: священника, дьякона и пономаря. До нашего времени дошли имена двух священников того периода: о.Иван Мальцев и о.Евгений Тюменцев.

В Одигитриевском храме было зачитано «Обращение Опекунского совета Императорского воспитательного дома о призрении малолетних младенцев, милосердии к сиротам, о денежном вознаграждении обывателей, взявших их на воспитание» Под непосредственным впечатлением этого документа купец третьей гильдии И.Д.Муратов построил богадельню для одиноких, бесприютных людей. Это был небольшой каменный дом в районе Подгорья. Ввиду отсутствия богадельщиков, в нем долгое время располагалось Духовное правление.

Священник о .Евгений Тюменцев

В 1852 году на должность священника Одигитриевского прихода был назначен недавно окончивший Тобольскую Духовную семинарию по первому разряду о.Евгений Исакович Тюменцев. 27 ноября он был назначен священником Барнаульского ведомства в Овечкинской вновь строящейся Преосвященным Афанасием, Епископом Томским и Енисейским Николаевской церкви, а 22 декабря, согласно прошению, его перевели в Кузнецк.

Своими добрыми делами, нравственностью, просвещенностью и собственным примером поведения о.Евгений сыскал огромный авторитет среди прихожан. В 1855 году с 14 марта он проходит должность Градского депутата и увещателя. 31 октября 1858 года его наградили бронзовым Наперстным Крестом в память войны 1853-56 г.г. В период служения Тюменцева в Одигитриевской церкви его Приход становится центром духовной и общественно-просветительской жизни. Он создает библиотеку, куда входят 21 богослужебных и 173 разных наименований книг. С февраля 1863 года и до 1879 года о.Евгений без оплаты жалованья преподает в Уездном училище Закон Божий.

6 февраля 1857 года происходит событие, ставшее памятным не только для кузнечан, но и для всей культурной и духовной России. В этот день в храме Одигитриевской Богоматери венчались Федор Михайлович Достоевский и Мария Дмитриевна Исаева. Совершил это таинство и подписал «Брачный обыск № 17» о.Евгений Тюменцев. Несколько лет после этого великий писатель поддерживал добрые отношения с этим достойным батюшкой.

В 1870 году церковь вновь отштукатурена, «прикладено» новое крыльцо, перекрашена крыша, переделана ограда.

В 1885 году Тюменцев был назначен благочинным. Скончался о.Евгений в 1893 году и с большими почестями, с разрешения Томского Епископа Макария, похоронен в ограде Одигитриевского храма.

После смерти Тюменцева на должность священника был назначен о.Виссарион Тихонович Минералов, духовник благочиния № 14, переведенный из Преображенского собора.

На протяжении многих лет старостой Одигитриевской церкви избирался купец второй гильдии М.В.Хворов. Несмотря на малограмотность, в 1897 году «за усердное служение Церкви Божией Высочайше» был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на груди.

Ранним утром 8 июня 1898 года, когда кузнечане спешили к заутрене в храмы, вдруг раздался мощный подземный гул, ставший зловещим предвестником самого мощного землетрясения на Кузнецкой земле. В течение одного дня город ощутил пять сильнейших толчков и колебаний земли. В результате все каменные двухэтажные строения получили значительные трещины. Пострадали и храмы, более других – Одигитриевская церковь.

Кузнецкий благочинный протоиерей Михаил Любимцев на другой же день  отправил в Томск письмо с подробным описанием землетрясения.  «Подземный удар, по-видимому, потряс ее (Одигитриевскую церковь) до основания, отчего пристроенное крыльцо отошло от здания церкви, а в сводах трапезы выпало несколько кирпичей, в арках образовались опасные трещины» В Кузнецк приезжал из Томской Духовной Консистории архитектор для освидетельствования состояния местных храмов.

На протяжении всей своей истории Одигитриевская церковь неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. После землетрясения, как наиболее пострадавшая, она была основательно подновлена. Увеличивается штат священнослужителей, расширяется просветительская деятельность. Открылись новые церковно-приходские школы в деревне Абинской (1901 г.) и Воробьевой (1909 г.).

В 1906 году священником храма назначается протоиерей о.Николай Рудичев, который стал его последним настоятелем. В 1919 году он был зверски убит роговцами. Сама церковь была сожжена вместе с другими храмами и часовнями. Приход Одигитриевского храма, как вновь наиболее пострадавший, прекратил свое существование. С зияющими пустыми окнами храм медленно разрушался. На рубеже 1920-30-х годов остатки кирпичных стен были разобраны. «Разверзлись с треском небеса, и с визгом ринулись оттуда, срубая головы церквям и славя красного царя, новоявленные иуды»

Так трагически закончилась 150-летняя история Одигитриевского храма.

По своей архитектурной стилистике Богородице-Одигитриевская церковь относилась к сибирскому барокко периода его расцвета. Это выражалось в обще-композиционных принципах и декоративно-пластическом убранстве. Изначально храм выглядел более интимно, устремляя свой силуэт ввысь. Окончательно облик храма сформировался к 1870 годам, когда был пристроен большой объем двухэтажного крыльца. Объемно-планировочное решение Одигитриевской церкви было традиционным. По продольной оси восток-запад последовательно располагались храм с аспидой, трапезная, колокольня. Двухэтажный храм имел два престола: в нижнем теплом – Великомученника Георгия; в верхнем холодном – Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Объемы первого и второго этажей по всему периметру разделялись декоративным четырехступенчатым поясом, повторяющим по профилю карниз второго этажа. Вертикальные границы объемов храма по фасадам членились широкими плоскими пилястрами с углубленным рельефом. Декоративно-пластическая разработка фасадов отдельными приемами отдаленно напоминала Иркутский Кресто-Воздвиженский храм.

Зодчий Одигитриевской церкви использовал в пластике фасадов ограниченный набор приемов, но это не умаляло их художественных достоинств. Вертикали изящных невысоких полуколонок с декоративными поясками обрамляют окна первого и второго этажей, чередуясь по фасадам с углубленным рельефом из стилизованных геометрических фигур, крестами, пламенеющей свечи, неглубоких ниш полуциркулярного завершения на первом этаже, в форме изящных картушей глухого окна на втором этаже.

Исключительно красивы по рисунку наличники второго этажа сложной ступенчатой формы с килевидным и овальным завершением. Фасады храмовой части, завершенные трехлепестковым фронтоном изящнейшей формы, придают силуэту храма легкость и стройность. Дополнительно достигаются эти свойства и двухцветностью храмовой части второго этажа.

Храмовая часть с крестовыми сводами завершена пятиглавием, центральная главка которой покоится на глухом восьмигранном барабане с неглубокими нишами и волютами.

Объемы аспиды и трапезной двухэтажные, выведены на уровень второго света храмовой части. Объем трапезной самый масштабный, ее фасады выходят из общей    плоскости стен.

Колокольня Одигитриевской церкви по композиции четырехярусная – два яруса восьмерика на двухэтажном четверике. Двухярусный глухой барабан уменьшающихся объемов (характерных для сибирского барокко) завершен главкой. Арочные проемы яруса звона подчеркнуты рисунком многоступенчатого карниза.

Вид на Богородицкую церковь со стороны улицы Достоевского. На переднем плане- усадьба С.Е.Попова

Небольшой придел к нижнему ярусу колокольни (сторожка) и двухэтажная паперть, возведенная в 1870 году, несколько изменили композицию храма, его симметричность. В фасадах паперти - архитектура 19 века. На хорошем архитектурно-художественном уровне выполнен западный фасад паперти, плоскость которого завершена прямоугольным аттиком с главкой по центральной оси. Вход оформлен порталом, симметрично расположенными нишами, сдвоенными пилястрами на уровне второго этажа, образующих арочные полукружья с окнами, завершенными стрельчатым многоступенчатым наличником.

На южном фасаде храмовой части живописное изображение Богоматери Одигитрии.

Воплотив в своей архитектуре стилистику сибирского барокко периода расцвета, Одигитриевский храм долгое время воспринимался кузнечанами как образец для подражания. К великому сожалению, стиль этот ушел в далекое прошлое, и напоминают о нем лишь немногие сохранившиеся храмы Сибири.

 

Александр Замогильнов

ЛЕРМОНТОВ

Поручик Лермонтов, зависит фарс от моды,

Но не зависима от моды только честь.

Поручик Лермонтов, какие ваши годы!

Что для гусара, для гусара двадцать шесть!

 

Средь юных жен гвардейский бард

В сердечном флирте знает толк.

Но на излете месяц март,

А впереди – Тенгинский полк.

Несостоявшейся любви

Еще не стаял лунный свет,

А твой последний визави

Еще не выбрал пистолет…

 

Пусть мчится вдаль дорог тесьма,

Ты с подорожной не спеши…

Казенных надобностей - тьма,

Но что же для души?

 

Поручик Лермонтов, таланты - от природы,

А эполеты – от усердия толсты.

Поручик Лермонтов, какие ваши годы

Ведь счеты с жизнью удивительно просты.

 

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz