Материалы кемеровского историка Л. Н. Лопатина

 

ЧЕСТЬ ИМЕЮ!

 

От редакции: Мы уже писали о взятках, которые берут некоторые преподаватели в вузах. Об этой проблеме мы беседуем с  преподавателем с 35-летним вузовским стажем профессором Кемеровской медицинской академии Леонидом Лопатиным.

- В народе говорят, что  взятка в вузах стала обычным делом. Это так?

- Действительно говорят. Но, думаю, не стала. По крайней мере, в нашем вузе.

- Почему именно в вашем, медицинском?

- Любая взятка (преподавателю, чиновнику) категория, прежде всего, нравственная. Это вопрос чести и достоинства. Когда-то в России при обращении, встрече и расставании существовала одна замечательная норма. «Честь имею!», - имели право сказать порядочные люди. В нашем вузе такой формой обращения могли бы пользоваться очень многие. Вот почему на апрельском Ученом совете они проголосовали против избрания на очередной пятилетний доцента, о которой ходят густые слухи как о взяточнице. В семье не без урода. Но я бы рассмеялся, услышав такую фразу от некоторых своих коллег из других вузов, которые, по их собственному признанию в вашей газете,  имели при социализме полные семейные кладовые на несколько лет запасов при пустых магазинах.

- Причем здесь эти кладовые. Вы не можете не признать, что при коммунистах в вузах не было взяток.

- Кладовые с дефицитами могли быть только у тех, кто пользовался «блатом». То есть - у непорядочных людей. Нет абсолютно никакой разницы между сегодняшним взяточником и вчерашним «блатным».  Взяточник оказывает услугу за деньги, а «блатной» – услуга за услугу. Скажем, право на «черный вход» в магазин за колбасой покупалось за поступление в вуз «по блату»; покупка хорошей мебели обменивалось на качественное лечение  и т.п. Слово «купить» заменилось словом «достать». Общество было пронизана сетью «нужных» связей. Социализм, таким образом, это, прежде всего, почти всеобщее взяточничество и коррупция.

Есть ли тому объяснение? Кроме, разумеется, обывательского – люди плохие.

Это был способ выживания, ставший образом жизни всех поколений советских людей. Постепенно в «блате» люди перестали видеть безнравственность. Россиянин в ХХ веке был  поставлен властью в такие условия, что угасание трудолюбия, аморализм поведения, терпимость к насилию (власти, начальства, бандитов) стали естественными. У владельцев полных кладовых при социализме  и сегодняшних уголовных авторитетов  безнравственная основа одна  - вызывающий эгоизм и полное наплевательство на общество.

- Я сам в 60-е годы был студентом. И не помню, чтобы наши преподаватели  уж очень сильно через нас устраивали «блат».  Ну, были у нас сколько-то вечных двоечников, которые непонятно как сдавали экзамены. Но не столь же много их было.

- Любое явление имеет тенденцию к развитию или затуханию. Вы учились у преподавателей, учителями которых были российские интеллигенты из ровесников тех, кого коммунисты вышвырнули за границу или убили в 30-е годы как классово-чуждый элемент. У тех преподавателей понятие чести и достоинства не было девальвировано  советским классовым воспитанием и вечными нехватками жизненно необходимых товаров. Не могу представить, чтобы булгаковский профессор Преображенский удовлетворил бы чью-то просьбу «поставить хоть троечку» за возможность через черный ход купить колбасу. Но шло время. Швондеры и Шариковы  постепенно приучили его ассистента Борменталя  ставить не только «тройки» но и «четверки» с «пятерками» комсомольскому активисту, рабфаковцу, члену стройотряда, демобилизованному из армии, выходцу из братских республик и пр. Вместе с активистами легко стали проходить детки лично нужных людей. Это длилось так долго, что многие перестали замечать безнравственность блата в вузе.

- Ну, а сами-то Вы как? Неужели не ставили по звонку?

- Конечно, ставил. Просил и сам. Особенно в доаспирантские  годы (начало 70-х). Щекотало самолюбие от возможности легко удовлетворить чью-то просьбу. Но вскоре стал этим тяготиться. Не знал, как отказать другу, тем более родственнику. Став в 1980 году заведующем кафедрой, ввел систему устной публикации фамилий студентов, за которых кто-то просил. Постепенно просить перестали.

- Вас, скорее всего, просто обходили, обращаясь к Вашим же коллегам. Вы это понимали?

- Ещё как понимал! Но, во-первых, это перестало на кафедре носить легальный характер, во-вторых,  студенты приучались к пониманию безнравственности «блата».  Однажды эта практика  вызвала  большой скандал, когда у одной студентки я аннулировал «четверку», незаслуженно поставленную доцентом. Она оказалась дочкой первого секретаря Прокопьевского горкома КПСС. Едва не уволили того доцента. А преподавателя политэкономии другого института, работавшего у нас на полставки, в тот же день выгнал вон из-за бутылок водки, которые тот получил от вечерников за экзамен. Сегодня я уверен в каждом преподавателе нашей кафедры (истории).

- Бутылка водки при социализме и 4 тыс. руб., которые будто бы получал за зачет упомянутый Вами провалившийся на выборах доцент, всё-таки разнятся.

- Разнятся! Но только количественно. Качественно это одно и то же – безнравственность личности преподавателя и нанесение им серьезного ущерба обществу. Бутылку водки при социализме нес бездельник, прогульщик, бездарь и тупица. Рубли несет его  сын, которого тот воспитал под себя таким же недоумком. Таким образом и множатся, глупость, необразованность, непрофессионализм, от которых мы так  устали. Откуда, Вы думаете, берутся врачи, которые лечат «от головы и живота». Кто подготовил учителей, которые  не ведают, что СССР вступил во Вторую мировую войну на стороне Германии в 1939 г.? Кто довел до диплома недотепу инженера, который не может ни путевую дорогу построить,  ни  уголь без шахтерских гробов добыть?! Россия постепенно стала зависеть от культуры троечников, которые, попав в президенты, губернаторы, депутаты, кажется, искренне не понимают, что безопасность нации - не в усилении армии и жандармерии, а в образовании, науке и здравоохранении.

- Правда ли, что при социализме власть  спрашивала с ректоров за плановое поступление в вузы детей рабочих и крестьян?

- Правда!  В 1969 г. я был ответственным секретарем  приемной комиссии на санитарно-гигиеническом факультете. По сложившейся многолетней практике формировал группы абитуриентов из:

а) стажистов и армейцев;

б) детей рабочих и крестьян из села;

в) детей рабочих из города;

г) детей интеллигенции из села;

д) детей интеллигенции из города;

е) «иностранцев» (некузбассовцев).

На вступительных экзаменах преподаватели  должны были поощрительно относиться к первым трем группам  и придираться с повышающим коэффициентом к остальным. Отдельно шли  целевики из Якутии и Тувы. Не подготовка выпускника школы, а  его социальное положение и политическая целесообразность часто становилось ориентиром для ректоров. На эту плановую систему и наложился блат  как форма взятки при социализме.

- Но благодаря этой плановости  многие из рабочих и крестьян получили высшее образование.

- Судя по их полемике в «Крае», получив дипломы и даже ученые степени, они так и остались необразованными людьми, смело обсуждающими глубокие социальные и научные проблемы на уровне лишь обыденного сознания. В свое время они, похоже, незаслуженно заняли чьи-то места на студенческой скамье. Во всех цивилизованных странах ещё в середине 20 века утвердилась система, благодаря которой талантливый молодой человек из любой социальной среды может при помощи государства получить образование. Именно талантливый человек, а не рабоче-крестьянский, как в СССР. В итоге наше общество пострадало. Что выгоднее обществу – получить хорошо подготовленного специалиста, или иметь отчетный классовый показатель?

- А может низкая зарплата преподавателей в вузах подталкивает их к взяткам?

- Подталкивает. Но только непорядочных. Получив деньги, они теряют честь. А таким не место в воспитателях молодого поколения. Считаю, глубоким цинизмом оправдывать мерзкие делишки преподавателя и  министра их маленькими зарплатами. Власть аморальна, платя низкую зарплату людям высшей квалификации. Если при Ельцине баррель нефти стоил 11 дл, теперь  - более 40 дл. Где деньги, Зин? В проекте бюджета на следующий год предусмотрено дальнейшее понижение расходов на культуру, образование, здравоохранение при увеличении расходов на милые президенту госбезопасность и армию. А кто такого президента избрал?

- Какова, по-Вашему перспектива взятки в Вузе?

- Пока при встрече с коллегой-взяточником мы вместо приветствия не будем давать ему в морду (в переносном смысле), взятка будет расти. Через пару-тройку лет, когда авторитарная власть утвердится вовсю,  взяточникам начнут откусывать головы. С тем, чтобы на следующих выборах  молодежь, «задрав штаны», побежала за  благодетелями из ФСБ-КГБ, освободивших её от «оборотней» в мантиях. (По аналогии с «оборотнями» в милиции.) Пока, думаю, на вузовских взяточников собирают информацию. Потом, получив команду, их эффектно «замочат в сортире».

Л. Н. Лопатин.

 

 

Материалы кемеровского историка Л. Н. Лопатина

Литературная страничка - Дом Современной Литературы

Хостинг от uCoz